Решение по делу № 17 в отношении Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения

Номер дела: 17
Дата публикации: 10 июня 2014, 10:48

Р Е Ш Е Н И Е № 17

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 03.06.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 03.06.2014 г. дело № 17 от 13.05.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Верх-Пьянковского сельского поселения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в присутствии представителя Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Верх-Пьянковское сельское поселение» возбуждено дело № 17 от 13.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 03.06.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее Административный регламент).

Согласно п. 1.2.1 заявителями на предоставлении муниципальной услуги являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Пунктом 2.7.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно заявление; документ, удостоверяющий личность заявителя; доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя); документы о возможности подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергосбережение, газоснабжение, ливневая канализация, телефон, радио); материал, действующей (актуализированной) топографической съемки территории земельного участка в местной системе координат с границами земельного участка и координатами точек границ, вынесенными на план от каждой точки на бумажном и электронном носителях в масштабе 1:500 при площади земельного участка до 1 га, в масштабе 1:2000 – свыше 1 га; документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя подлежит возврату заявителю (представителю заявителя) после удостоверения личности при личном приеме. Технические условия на согласование размещения объектов придорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги (в случае размещения объектов в придорожной полосе автодорог при необходимости).

В соответствии с пунктом 2.9 настоящего регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; заявление и предоставленные документы не позволяют однозначно истолковать их содержание (имеют подчистки, приписки, зачеркнутые слова, серьезные повреждения и иные оговоренные в них исправления, исполнены карандашом); предоставлен не полный комплект документов, указанных в пункте 2.7.1 настоящего регламента.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельных участков, Администрация Верх-Пьянковского сельского поселения самостоятельно определила список документов в п. 2.7.1. Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Главы Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014 г. № 7 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «выдача градостроительных планов земельных участков», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Глава Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения на заседании комиссии согласился с нарушением антимонопольного законодательства и пояснил, что разработчиками данного административного регламента являлись специалисты Администрации МО «Чойский район». Выявленные недостатки устранены путем внесения постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 27.05.2014г. № 24 изменений в Административный регламент, в части исключения требований о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача  градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством. Также добавил, что за период с 20.02.2014 по 12.05.2014г. заявлений на выдачу градостроительных планов земельных участков в адрес Администрации не поступало.

Постановление Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 27.05.2014г. № 24 приобщено к материалам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией 27.05.2014г. поправок в Административный регламент, в части исключения требований о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Верх-Пьянковского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014 г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Верх-Пьянковского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

stdClass Object ( [vid] => 10422 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 17 в отношении Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10421 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402372238 [changed] => 1402372238 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1402372238 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 17

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 03.06.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 03.06.2014 г. дело № 17 от 13.05.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Верх-Пьянковского сельского поселения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в присутствии представителя Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Верх-Пьянковское сельское поселение» возбуждено дело № 17 от 13.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 03.06.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее Административный регламент).

Согласно п. 1.2.1 заявителями на предоставлении муниципальной услуги являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Пунктом 2.7.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно заявление; документ, удостоверяющий личность заявителя; доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя); документы о возможности подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергосбережение, газоснабжение, ливневая канализация, телефон, радио); материал, действующей (актуализированной) топографической съемки территории земельного участка в местной системе координат с границами земельного участка и координатами точек границ, вынесенными на план от каждой точки на бумажном и электронном носителях в масштабе 1:500 при площади земельного участка до 1 га, в масштабе 1:2000 – свыше 1 га; документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя подлежит возврату заявителю (представителю заявителя) после удостоверения личности при личном приеме. Технические условия на согласование размещения объектов придорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги (в случае размещения объектов в придорожной полосе автодорог при необходимости).

В соответствии с пунктом 2.9 настоящего регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; заявление и предоставленные документы не позволяют однозначно истолковать их содержание (имеют подчистки, приписки, зачеркнутые слова, серьезные повреждения и иные оговоренные в них исправления, исполнены карандашом); предоставлен не полный комплект документов, указанных в пункте 2.7.1 настоящего регламента.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельных участков, Администрация Верх-Пьянковского сельского поселения самостоятельно определила список документов в п. 2.7.1. Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Главы Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014 г. № 7 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «выдача градостроительных планов земельных участков», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Глава Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения на заседании комиссии согласился с нарушением антимонопольного законодательства и пояснил, что разработчиками данного административного регламента являлись специалисты Администрации МО «Чойский район». Выявленные недостатки устранены путем внесения постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 27.05.2014г. № 24 изменений в Административный регламент, в части исключения требований о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача  градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством. Также добавил, что за период с 20.02.2014 по 12.05.2014г. заявлений на выдачу градостроительных планов земельных участков в адрес Администрации не поступало.

Постановление Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 27.05.2014г. № 24 приобщено к материалам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией 27.05.2014г. поправок в Административный регламент, в части исключения требований о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Верх-Пьянковского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014 г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Верх-Пьянковского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 17

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 03.06.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА),

рассмотрев 03.06.2014 г. дело № 17 от 13.05.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Верх-Пьянковского сельского поселения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в присутствии представителя Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения ФАС России № ИА/21534-ПР/13 от 03.06.2013г., в рамках анализа рынка строительства объектов капитального строительства на территории Республики Алтай были проанализированы действующие Административные регламенты предоставления муниципальной услуги, в том числе «Выдача градостроительного плана» (включая административные регламенты, утвержденные администрациями сельских поселений).

По результатам вышеуказанного анализа в отношении Администрации МО  «Верх-Пьянковское сельское поселение» возбуждено дело № 17 от 13.05.2014 г. по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Дело назначено к рассмотрению на 03.06.2014 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

Постановлением Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (далее Административный регламент).

Согласно п. 1.2.1 заявителями на предоставлении муниципальной услуги являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Пунктом 2.7.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно заявление; документ, удостоверяющий личность заявителя; доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя); документы о возможности подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергосбережение, газоснабжение, ливневая канализация, телефон, радио); материал, действующей (актуализированной) топографической съемки территории земельного участка в местной системе координат с границами земельного участка и координатами точек границ, вынесенными на план от каждой точки на бумажном и электронном носителях в масштабе 1:500 при площади земельного участка до 1 га, в масштабе 1:2000 – свыше 1 га; документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя подлежит возврату заявителю (представителю заявителя) после удостоверения личности при личном приеме. Технические условия на согласование размещения объектов придорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги (в случае размещения объектов в придорожной полосе автодорог при необходимости).

В соответствии с пунктом 2.9 настоящего регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; заявление и предоставленные документы не позволяют однозначно истолковать их содержание (имеют подчистки, приписки, зачеркнутые слова, серьезные повреждения и иные оговоренные в них исправления, исполнены карандашом); предоставлен не полный комплект документов, указанных в пункте 2.7.1 настоящего регламента.

Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление  или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Часть 1 статьи 44 ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана земельного участка и требованием от заявителей предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны  с возможностью идентификации обратившегося лица. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельных участков, Администрация Верх-Пьянковского сельского поселения самостоятельно определила список документов в п. 2.7.1. Административного регламента, чем создала препятствие к получению бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением Главы Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014 г. № 7 утвержден Административный регламент, которым для лиц, желающих получить муниципальную услугу «выдача градостроительных планов земельных участков», в том числе, для хозяйствующих субъектов, были установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения, выразившиеся в необоснованном установлении в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу документов, не предусмотренных действующим законодательством, образуют нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Глава Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения на заседании комиссии согласился с нарушением антимонопольного законодательства и пояснил, что разработчиками данного административного регламента являлись специалисты Администрации МО «Чойский район». Выявленные недостатки устранены путем внесения постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 27.05.2014г. № 24 изменений в Административный регламент, в части исключения требований о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача  градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством. Также добавил, что за период с 20.02.2014 по 12.05.2014г. заявлений на выдачу градостроительных планов земельных участков в адрес Администрации не поступало.

Постановление Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 27.05.2014г. № 24 приобщено к материалам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Администрацией 27.05.2014г. поправок в Административный регламент, в части исключения требований о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу, документов, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Верх-Пьянковского сельского поселения нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с необоснованным установлением в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденном постановлением Администрации Верх-Пьянковского сельского поселения от 20.02.2014 г. № 7, требования о предоставлении лицами, желающими получить муниципальную услугу – выдача градостроительных планов земельных участков, документов, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией Верх-Пьянковского сельского поселения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 17 [format] => [safe_value] => 17 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-10 03:48:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-09 03:48:00 [timezone] => Asia/Novosibirsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402372238 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Алтайское республиканское УФАС России )