• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги работы Алтайского республиканского УФАС России за 2012 год

Отчет

Алтайского республиканского УФАС России

по итогам работы за 2012 год

 

Антимонопольный контроль

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции

За  2012 (2011) год Алтайским республиканским УФАС России было рассмотрено  74 (68) заявления, возбуждено 38 (54) дел, выявлено нарушений  39 (49), выдано 25 (50) предписаний  о прекращении нарушений, из них 23 (47) исполнено, что составляет 92% (94%).

Количество выявленных нарушений по статье 10 Закона «О защите конкуренции» равно 16.

Нарушения по статьям 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции»  в отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России не выявлялись.

По статье 14 Закона «О защите конкуренции» выявлено 3 нарушения.

Количество выявленных нарушений по статье 15 Закона «О защите конкуренции» равно 12.

Количество выявленных нарушений по статье 16 Закона «О защите конкуренции» равно 2.

По статье 17 Закона «О защите конкуренции» выявлено 4 нарушения.

По статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» выявлено 2 нарушения.

Нарушения по статьям 18, 19-21, 25 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России не выявлялись.

Из 74 (68) заявлений, поступивших в управление по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции», в том числе - по статье 10 – 45 (31) заявления, по статье 11 – 1 (5) заявление, по статье  14 –  12 (3) заявлений, по статье 15 – 9 (17) заявлений, по статье 16 – 0 (0) заявлений,  по статье 17 – 7 (12) заявлений, по статье 17.1  - 0 (0) заявлений.

Количество поступивших заявлений по всем статьям Закона «О защите конкуренции» в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросло на   8,8%.

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»).

В отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России пресечено 2 навязывания невыгодных условий договора и 1 необоснованный отказ от заключения договора, выявлено 2 нарушения порядка ценообразования и 11 «прочих нарушений», таких как: необоснованное начисление управляющими компаниями собственникам помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги, пени по возникшей задолженности; установление сетевой организацией прибора учета электрической энергии без согласования с потребителем; необоснованное взыскание с потребителя стоимости объема безучетного потребления электроэнергии в доход сетевой организации; отказ ресурсоснабжающей организации вести учет теплоэнергии по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии, а также отказ от оказания услуг водоотведения по индивидуальным приборам учета воды; предъявление арендодателем расчетов стоимости арендной платы арендаторам по новым ставкам без их предварительного уведомления и без внесения соответствующих изменений в договоры аренды; осуществление сетевой организацией внеплановой проверки приборов учета электрической энергии без уведомления проверяемого лица о дате и времени проведения такой проверки, а также в отсутствии оснований ее проведения.

Алтайским республиканским УФАС России в 2012 году выдано 3 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства: 2 предупреждения по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», 1 предупреждение по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Все предупреждения исполнены в обозначенные в них сроки.

В 2012 (2011) году Алтайским республиканским УФАС России было прекращено 1 (0) дело в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства. Данное обстоятельство возникло в связи с предоставлением ответчиком неполной информации на стадии рассмотрения заявления, до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Алтайским республиканским УФАС России не вносились в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»).

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»).

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Закона «О защите конкуренции».

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России выявлено 3 нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

По сравнению с предыдущим периодом произошло снижение числа выявленных нарушений (4 нарушения в 2011 году). Это связано с сокращением количества заявлений, поступающих в антимонопольный орган, указывающих на признаки нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции». Кроме того резко снизилось число передаваемых для рассмотрения правоохранительными органами материалов.

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде было рассмотрено 5 заявлений с признаками нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Всего Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в 2012 году было возбуждено 12 дел по признакам нарушения требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции», из них 9 дел возбуждено исключительно по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», 3 дела возбуждены по совокупности нарушений нескольких статей Закона «О защите конкуренции». При этом по результатам принятых решений о наличии нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» было выдано 9 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства, 8 предписаний были исполнены в установленные сроки, 1 предписание находится в стадии исполнения.

По 3 делам Комиссией УФАС по РА было прекращено производство в связи с добровольным устранением нарушений, в связи с чем по данным делам предписания не выдавались. 

3 решения, принятые Алтайским республиканским УФАС России, были обжалованы в суде и на дату отчета вступившие в законную силу решения суда отсутствуют.

Территориальным органом в 2012 году иски в суд с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства не подавались.

Таким образом, УФАС по Республике Алтай в отчетном периоде было выявлено 12 нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В 2012 году Алтайским республиканским УФАС России были выявлены антиконкурентные акты и действия (бездействия) со стороны органов исполнительной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления на рынках розничной реализации ГСМ, предоставления туристических услуг, розничной реализации лекарственных препаратов, расходных материалов, изделий медицинского назначения, в сфере оказания платных ветеринарных услуг, при предоставлении государственных и муниципальных преференций.

Структура выявленных нарушений представлена следующим образом:

- установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 1 нарушение;

- установление ограничений в выборе продавцов – 2 нарушения;

- создание дискриминационных условий – 1 нарушение;

- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5  – 3 нарушения;

- прочие нарушения – 5 фактов, из них 1 нарушение связанно с проведением органом местного самоуправления конкурса по отбору бизнес-проектов на предоставление грантовой поддержки проектов, направленных на развитие предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; второе нарушение допущено территориальным отделением федерального органа исполнительной власти в связи с заключением договоров на изготовление полиграфической продукции в 4 квартале 2011 года с нарушением требований п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по изготовлению полиграфической продукции; третье нарушение установлено в действиях органа местного самоуправления, выразилось в осуществлении закупок ГСМ во 2-4 квартале 2011г. с нарушением требований п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно размещение заказов на сумму, превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами, что может привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации ГСМ; четвертое нарушение допущено органом местного самоуправления в связи с проведением процедуры торгов на право заключения договора аренды земельного участка без предварительного расторжения ранее заключенного договора аренды с предприятием; пятое нарушение выявлено в действиях органа исполнительной власти Республики Алтай, в части предоставления хозяйствующему субъекту необоснованного отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую.

Причиной роста в 2012 (2011) возбужденных дел по статье 15 Закона «О защите конкуренции» 12 (9) является повышенный контроль со стороны Управления за соблюдением требований статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Алтайским республиканским УФАС России в 2012г. решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства не принимались.

В отчетном периоде правовых актов законодательного органа Республики Алтай – Государственного собрания Эл-Курултай Республики Алтай, противоречащих нормам антимонопольного законодательства не выявлено. Однако, в 2012 году выявлены 3 нормативно-правовых акта органа исполнительной власти Республики Алтай и 6 актов органов местного самоуправления Республики Алтай, противоречащих нормам антимонопольного законодательства, в том числе 2 акта по предоставлению муниципальной преференции.

Нарушающие антимонопольное законодательство акты, были добровольно отменены либо в них внесены изменения лицами их принявшими, без обращения Алтайского республиканского УФАС России в суд. 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не рассматривались заявления, указывающие на признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управлением в 2012 году возбуждено 2 дела по факту нарушения требований статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

По результатам заседания Комиссий было вынесено 2 решения о признании нарушения антимонопольного законодательства и выдано 2 предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Все выданные предписания исполнены. Необходимо отметить, что выданные УФАС по РА решения и предписания по данным делам в отчетном периоде были обжалованы в Арбитражном суде Республики Алтай. Однако в удовлетворении заявленных требований отказано, решения и предписания Комиссии УФАС по РА признаны судом законными и обоснованными (судебные решения в законную силу на 31.12.2012г. не вступили).

Алтайским республиканским УФАС России в 2012 году иски в суд с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства не подавались.

В отчетном периоде (как и в 2011 году) Алтайским республиканским УФАС России решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства (статьи 16) не принималось.

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде было рассмотрено 3 заявления с признаками нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Всего Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в 2012 году было возбуждено 4 дела по признакам нарушения требований статьи 17 Закона «О защите конкуренции» и вынесено 4 решения о признании нарушения антимонопольного законодательства. По результатам принятых решений о наличии нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции» было выдано 2 предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, которые в отчетном периоде были исполнены. Нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции допущены со стороны органа исполнительной власти, бюджетного учреждения Республики Алтай и товариществ собственников жилья.

Структура выявленных нарушений представлена следующим образом:

- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок – 2 нарушения;

- прочие нарушения – 2 факта.

Решения, принятые Алтайским республиканским УФАС России, не были обжалованы в суде. Территориальным органом в 2012 году иски в суд с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства не подавались.

В отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства (статьи 17) не принималось.

В 2012 году со стороны органов власти количество нарушений требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» снизилось по сравнению с 2011 года на 6 нарушений (7 нарушений в 2011г., 1 нарушение в 2012г.).

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не рассматривались заявления с признаками нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Всего Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в 2012 году было возбуждено 2 дела по признакам нарушения требований статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» и вынесено 2 решения о признании нарушения антимонопольного законодательства. По результатам принятых решений о наличии нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» было выдано 1 предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Предписания исполнены в установленный срок. По второму делу производство было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения, в связи с чем предписание не выдавалось.

Решения, принятые Алтайским республиканским УФАС России, не были обжалованы в суде. Территориальным органом в 2012 году иски в суд с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства не подавались.

В отчетном периоде (как и в 2011 году) Алтайским республиканским УФАС России решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства (статьи 17.1) не принималось.

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде заявлений с признаками нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции» не поступало, дела не возбуждались.

1.1.10. Предоставление государственной или муниципальной преференции

В отчетном периоде в Алтайское республиканское УФАС России поступило 14 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции. По результатам рассмотрения заявлений принято 2 решения о даче согласия на предоставление преференции, 6 решений о даче согласия с введением ограничений, 3 решения об отказе в даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций и 3 заявления возвращены как несоответствующие ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (не приложены документы).

  В соответствии со статьей 19 Закона «О защите конкуренции» целями предоставления преференций являлись:

- социальное обеспечение населения;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в отчетном периоде выдано 3 предписания о принятии мер по возврату имущества (в рамках п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Предписаний о принятии мер по прекращению использования преимуществ хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, Управление не выдавало.

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не рассматривались заявления и не возбуждались дела с признаками нарушения статей 19-21 Закона «О защите конкуренции».

1.1.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай не заявляло требований об изъятии в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

1.1.12. Практика направления предостережений

В отчетном периоде у Алтайского республиканского УФАС России отсутствует практика направления хозяйствующим субъектам предостережений.

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В   2012 году  Алтайское республиканское УФАС России продолжало деятельность в Республике Алтай по контролю  за    процессами, связанными  с созданием, реорганизацией коммерческих и финансовых организаций, а также перераспределением прав собственности на товарных и финансовых рынках Республики Алтай.

В   2012 (2011)  году в  управлении рассмотрено  3 (3) заявления,  в том числе 2 (3) ходатайства  от лиц  по сделкам экономической концентрации и 1 (0) уведомление. Рассмотрено 1 (0) ходатайство по статье 27 (о создании коммерческой организации, если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносится в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр); 1 (1) ходатайство по статье 28 (о приобретении юридическими лицами  долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках), 1 (0) уведомление по статье 30 (о приобретении акций финансовой организации).

  Как показывает анализ совершенных имущественных сделок в 2012 году, процессы перераспределения прав собственности происходили  между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность  на различных сферах деятельности.

Количество представленных в управление  заявлений по экономической концентрации осталось на уровне 2011 года, в  отчетном году  управлением  принималось 1 решение  с выдачей предписания, направленного на обеспечение конкуренции на товарном рынке, все ходатайства были удовлетворены, сделок с участием иностранных инвесторов не осуществлялось.

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012  году не было рассмотрено  заявлений в соответствии  со статьей 35 Закона «О защите конкуренции».

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде не происходило принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов в соответствии с требованиями статьи 38 Закона о защите конкуренции.

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

В отчетном периоде Управлением ФАС по Республике Алтай не  рассматривались ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

Алтайским республиканским УФАС России в 2012 (2011)  проведено 3 (5) плановых проверки органов власти и 5 (0) внеплановых проверок некоммерческих организаций. По результатам проведенных проверок органов власти нарушения требований антимонопольного законодательства выявлены в  двух проверках. Нарушения допущены территориальным отделением федерального органа исполнительной власти и органом местного самоуправления.

По результатам проведенных проверок в отчетном периоде было возбуждено 2 дела по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2012 (2011) году Управлением не направлялось материалов в органы внутренних дел для возбуждения уголовных дел правоохранительными органами в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

 

Управлением ФАС по Республике Алтай в отчетном периоде проведено 8 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде выявлено 1 нарушение требований пункта 1 части 7 статьи 9 Закона о торговле. Нарушение выразилось в установлении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в договоре купли-продажи готовой продукции от 18.04.2012г.  условий об оплате продукции покупателем с нарушением требований пункта 1  части 7 статьи 9 Закона о торговле, а именно установлен срок оплаты за молоко, имеющее срок годности 5 суток, в течение 21 дня.

 

Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

 

количество

Количество принятых антимонопольным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

0

 

Контроль рекламной деятельности

В рамках реализации государственной функции по осуществлению надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на подведомственной территории принимались меры по пресечению, устранению и  профилактике  нарушений  Федерального  закона  от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В 2012 (2011) году УФАС по Республике Алтай рассмотрено 35 (43) фактов, указывающих на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам проделанной работы было возбуждено производство 35 (42) дел по признакам нарушения рекламного законодательства, итогам которых явилось принятие 34 (42) решений о признании рекламы ненадлежащей. Выдано 32 (32) предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации. При этом неисполненных предписаний нет.

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества, к нарушителям были приняты меры административного наказания.

Так, в 2012 (2011) году возбуждено 27 (34) дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, вынесено 2 (0) постановления о прекращении административного производства по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ – малозначительность совершенного правонарушения, и 25 (31) постановлений о наложении административного  штрафа на сумму  276000 (198000)   рублей. Фактически в отчетном периоде было  взыскано 72000  (90000)  рублей. Количество постановлений в стадии исполнения составило 3 (4). Из них: 1 постановление о наложении административного штрафа на общую сумму 100000 рублей обжалуются в Арбитражном суде; 1 постановление о наложении административного штрафа на  сумму 4000 рублей находится в стадии добровольного исполнения, 1 постановление о наложении административного штрафа на сумму 100000 рублей, вынесенное в отношении ООО «Терминал» в 2011году передано для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

1 постановление о наложении административного штрафа на сумму 100000 рублей отменено Арбитражным  судом Республики Алтай по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ – малозначительность совершенного правонарушения.

Анализ структуры выявленных нарушений в процессе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе, позволяет сделать следующие выводы.

Наибольшее число выявленных в отчетном периоде нарушений связано с распространением рекламы финансовых услуг, что составляет  38,1% (11,9%) от общего числа выявленных нарушений.

Структура распределения фактов нарушений по статьям Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» выглядит следующим образом:

- количество нарушений, предусмотренных статьей 5, составляет 5  фактов или 14,7%  (7 или 16,6%);

- количество нарушений, предусмотренных статьей 18, составляет 1  факт или 2,97% (0); 

- количество нарушений, предусмотренных статьей 21, составляет 12  фактов или 35,2% (0); 

- количество нарушений, предусмотренных статьей 22, составляет 1 факт или 2,97% (5 или 11,9%);

- количество нарушений, предусмотренных статьей 24, составляет 6 фактов или 17,6%   (5 или 11,9%);

- количество нарушений, предусмотренных статьей 28, составляет 9  фактов или 26,4% (20 или 47,7%).

 

Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

 

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

За  2012г. (2011г.)  в УФАС по Республике Алтай   рассмотрено 109 (116) жалоб. Из 109 поступивших жалоб по размещению заказов 88 (92)  рассмотрены по существу, что составляет 80,7% (79,3%),  4 (10) жалобы были возвращены участникам размещения заказа, подавшим жалобы, как поданные с нарушением требований части 1 статьи 59 Закона (4,5%), 17 (14) жалоб отозваны в соответствии с частью 1 статьи 61 Закона (19,3%), 29 (21) жалоб признаны необоснованными в соответствии с частью 6 статьи 60 Закона (32,9%), 59 (71) жалоб признаны обоснованными (54,1%). По результатам рассмотрения 88  жалоб выдано 54 (80) предписания, выявлено  70 размещений заказов с  нарушениями.

В структуре нарушений, являющихся основанием для выдачи предписаний об устранении нарушений, большую часть составляют размещение информации с грубыми нарушениями (сокращения сроков для подачи аукционных и котировочных заявок, не размещение ПСД, обоснования НМЦ) 34 (48,6%),    необоснованный отказ  в допуске к участию в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа 26 (37,1%).

Алтайское республиканское УФАС России в ходе рассмотрения жалоб участников размещения заказов на действия заказчиков, уполномоченных органов, членов комиссии сталкивается со следующей проблемой:

В полученных от операторов электронных площадок  уведомлениях о принятом в отношении поданной участником заявки на участие в открытом аукционе (1-ая часть аукционной заявки)  указывается только основание отклонения заявки без обоснования такого решения (без указания положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе).

Вследствие чего участник размещения заказа не владеет информацией о причинах отказа в допуске к участию в аукционе, и соответственно, участник в жалобе в ФАС  не может обосновать причину отказа.

В соответствии с ч. 7 ст. 41.9 Закона о размещении заказа у заказчика возникает обязанность размещать протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме  на электронной площадке   в случае признания открытого аукциона несостоявшимся. В других случаях  Оператор ЭТП обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом решении в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе.

Федеральный закон 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ч. 8 ст. 41.9) не устанавливает требований  к содержанию уведомления (полностью отразить причину отказа, указанную в протоколе рассмотрения заявок, или отразить основание отклонения заявки участника открытого аукциона без обоснования такого решения). 

УФАС по РА излагает предложения по изменению законодательства о размещении заказов, касающихся установления обязанности по  размещению протокола рассмотрения первых частей заявок не зависимо от количества поданных заявок.

5.2 Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации  о размещении заказа УФАС по Республике Алтай за  2012 (2011) год проведено 139 (121)  плановых и внеплановых проверок, нарушения установлены в 65 проверках (46,8%).

По результатам проведенных проверок выдано 43 предписания об устранении нарушений законодательства о размещения заказов, привлечено 7 должностных лиц к административной ответственности.

В структуре нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, большую часть составляют необоснованный отказ  в допуске к участию в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа, необоснованные требования к участникам размещения заказа либо к заявке, размещение информации с грубыми нарушениями (сокращение сроков подачи заявок, не размещение ПСД, обоснования НМЦ).

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2012 году поступило 7 обращений от заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе  по факту уклонения  от заключения контрактов 6 и 1 по решению суда о расторжении контракта.

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2012 (2011) году по статьям 7.29-7.32, 19.7.2, ч.7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было возбуждено 70 (85) административных дел, вынесено 66 (80) постановлений о наложении административных штрафов, сумма наложенного штрафа составила 1 016 (1 244)  тыс. руб., сумма уплаченного штрафа 830 (1349) тыс. руб., что составляет  81,7 % (95,6%).

Основная часть административных правонарушений совершена при размещении государственных и муниципальных заказов для нужд муниципальных образований и нужд субъекта РФ.

Чаще всего в практике Управления встречаются нарушения, предусмотренные статьями 7.29, 7.30 КоАП РФ.

Изменения в КоАП РФ отсутствуют.

5.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказа

В 2012г. в Арбитражный суд Республики Алтай обжаловано 4 решения и предписания Комиссии УФАС по РА по контролю в сфере размещения заказов:

- 2 решения УФАС по Республике Алтай признаны законными и обоснованными;

- 1 решение отменено в части выданного предписания об отмене аукциона;

- 1 решение в стадии судебного разбирательства.