• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги работы Алтайского республиканского УФАС России за 2010 год

Пояснительная записка к отчету Алтайского республиканского УФАС России по итогам работы за 2010 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»

За  2010 (2009) год Алтайским республиканским УФАС России было рассмотрено  61 (38) заявление, в результате которых выявлено 39 (35) нарушений Закона «О защите конкуренции», возбуждено 43 (39) дела, выдано 39 (34) предписаний  о прекращении нарушений, из них 37 (31) исполнено, что составляет 94,9% (91%).

Из 61 (38) заявлений, поступивших в управление по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции», в том числе - по статье 10 – 32 (21) заявления, по статье 11 – 6 (1) заявление, по статье  14 –  7 (2) заявления, по статье 15 – 9 (11) заявлений, по статье 16 – 3 (0) заявлений,  по статье 17 – 4 (3) заявления, по статье 17.1  - 0 (0) заявлений.

Количество поступивших заявлений по всем статьям Закона «О защите конкуренции» в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросло на   60%.

Количество выявленных нарушений Закона «О защите конкуренции» в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросло на   11,1%.

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

По статье 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке территориальным управлением рассмотрено  в 2010  (2009) году 32 (21) заявления, выявлено 8 (10) нарушений, в том числе   возбуждено дел – 9 (10). Всего возбуждено дел 9, из них одно прекращено в связи с неподтверждением факта нарушения.

Количество выявленных управлением нарушений статьи 10 в  2010 году и за  2009 год  на рынках:

№ п/п

Наименование рынка

2009 г.

 

2010г.

  1.  

Электро-теплоэнергия

3

8

  1.  

Газ

1

 

  1.  

Нефть и нефтепродукты

3

 

  1.  

Автомобильный транспорт

1

 

  1.  

Жилищно-коммунальное хозяйство

1

 

  1.  

Операции с недвижимом имуществом

1

 

Из рассмотренных управлением 32 письменных заявлений по признакам нарушения статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ по 23 из них отказано в возбуждении дела, так как после рассмотрения заявления и проведенной проверки нарушения антимонопольного законодательства не подтвердились.

Из 32(21) заявлений, рассмотренных территориальным управлением по ст.10:

- Навязывание невыгодных условий договора                               - 2 (1);

- Сокращение или прекращение производства товаров                - 3 (6);

- Создание препятствий доступа на рынок, выходу с рынка         -0 (1);

- Нарушение ценообразования                                                   - 6 (8);

- Установление монопольно высоких цен                                  - 0 (0);

- Установление монопольно низких цен                                     - 0 (1);

- Создание дискриминационных условий                                  -  0 (0);

- Необоснованный отказ от заключения договора                    -  0 (0);

- Прочие нарушения                                                                   -  21 (4);

Наибольшее количество заявлений поступило по признакам  нарушений: установленного нормативными актами порядка ценообразования и  необоснованное сокращение или прекращение производства товаров, связанное с прекращением подачи электроэнергии.

По статье 10 Федерального Закона  «О защите конкуренции» по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке УФАС по РА в 2010 (2009) году возбуждено дел:  9 (10), что  на 10%  ниже, чем показатель 2009 года, по ним выдано 8 (10) предписаний, из них исполнено 7 (8) и  1 (2)  находится в стадии исполнения.

В 2010 году поступило 6 заявлений, указывающих на признаки злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением в части нарушения порядка ценообразования,  однако по 4 заявлениям  после рассмотрения отказано в возбуждении дела, так как  в ходе рассмотрения заявлений  нарушения не подтвердились.

В 2010г. злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках  допускались  в основном хозяйствующими субъектами, относящимися к сфере деятельности субъектов естественных монополий в сфере электро-теплоэнергетики.

1.1.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году было рассмотрено 6 заявлений и проведено 12 выездных внеплановых проверок с целью выявления соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию  на товарных рынках – независимых экспертно-оценочных услуг по профессиональной оценке поврежденного имущества при ДТП в рамках ОСАГО (2), косметических услуг (5), услуг по танатопроксии (санитарная, косметическая обработка трупа, бальзамация) (2),  страховых услуг (1), розничной реализации  социально-значимых продуктов питания (2).

Возбуждено 1 дело по признакам части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», дело прекращено в связи с неподтверждением факта нарушения.

 Кроме того, Управлением  был проведен анализ информации (договоров  поставок, счетов-фактур по отпускным ценам), представленной от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной реализации ГСМ, лекарственных препаратов. По результатам проведенного анализа    признаков нарушения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» не установлено.   

Анализ документов   на  наличие признаков нарушений статьи 11 Закона «О защите конкуренции» УФАС по РА проводится при   рассмотрении поступающих в управление уведомлений от финансовых организаций о заключенных ими  соглашений, за отчетный  период признаков нарушения  указанной статьи  не выявлено.

Для выявления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством  на розничных и оптовых рынках нефтепродуктов,  УФАС по РА осуществляло  еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен  на  нефтепродукты по РА; на рынках питания – мониторинг цен на  социально-значимые продукты (хлеб, молоко, растительное масло) - проводилось наблюдение за участниками рынка, отслеживалось поведение на рынке  крупных компаний, на рынке розничной реализации противовирусных лекарственных препаратов.

Управление совместно с органами МВД,  Прокуратурой города и районов  приняло участие в  2010г. в выездных  внеплановых проверках   аптечных учреждений, расположенных в МО «город Горно-Алтайск», МО «Усть-Коксинский район»  на предмет проверки соблюдения аптечными учреждениями  законодательства в сфере ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, наличия  лицензии, как в аптечном учреждении, так и у поставщиков.

По результатам проведенных проверок  на рынке розничной реализации лекарственных препаратов не установлено  признаков нарушения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» и дел не возбуждалось.

1.1.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 (2009) году в адрес Алтайского республиканского УФАС России  поступило 7 (2) заявлений, указывающих на признаки недобросовестной конкуренции. По результатам  рассмотрения заявлений  возбуждено 3 (1) дела по признакам     нарушения    статьи   14   Федерального   закона   от   26.07.2006

 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и 2 дела возбуждено по инициативе Управления.  Всего в 2010 году возбуждено 5 дел по данной статье закона.

1.1.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году Алтайским республиканским УФАС России были выявлены антиконкурентные акты и действия (бездействия) исключительно со стороны органов местного самоуправления Республики Алтай на рынке автомобильного транспорта (пассажирских перевозок), благоустройства и озеленения территории, рынке рекламных, финансовых услуг, в сфере операций с недвижимым имуществом (земельными участками).

Структура выявленных нарушений представлена следующим образом:

- указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров – 1 нарушение;

- наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 1 нарушение;

- прочие нарушения – 4 факта, из них 1 нарушение  связанное с указанием администрацией муниципального образования на конкретное лицо, которое управомочено производить расчеты по оплате коммунальных платежей, субсидируемые администрацией муниципального образования. 1 нарушение связано с принятием администрацией муниципального образования распоряжения, делегирующее хозяйствующему субъекту право осуществлять пассажирские перевозки по муниципальному маршруту, которое предоставляется исключительно по результатам конкурсного отбора.

Помимо указанного к прочим нарушениям отнесено предоставление администрацией муниципального района земельного участка в аренду юридическому лицу для жилищного строительства, хотя в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

На рынке рекламных услуг нарушение выразилось в действиях администрации муниципального района в связи с выдачей разрешения на установку рекламной конструкции без заключения договора на установку рекламной конструкции, т.е. без проведения торгов на право заключения указанного договора.    

Всего Алтайским республиканским УФАС России в 2010 году было возбуждено 8 дел по признакам нарушения требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции», из них 2 дела было прекращено в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства, 3 дела возбуждено исключительно по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», 3 дела возбуждено по совокупности нарушений нескольких статей Закона «О защите конкуренции», поэтому в Форме № 1 «Отчет о работе по выявлению нарушений антимонопольного законодательства за 2010 год» по статье 15 приведены данные о делах возбужденных только по указанной статье.  

Причиной роста в 2010 (2009) динамики возбужденных дел по статье 15 Закона «О защите конкуренции» 8 (6) является выявление нарушений при проведении проверок по соблюдению требований других законов, контроль за реализацией которых осуществляет территориальный орган ФАС России: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В сравнении с предыдущим периодом динамика прекращения производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства является нулевой, так в 2010 (2009) прекращено 2 дела (2 дела). 

В отчетном периоде правовых актов законодательного органа Республики Алтай – Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай противоречащих нормам антимонопольного законодательства не установлено. Однако в 2010 году выявлено 2 нормативно-правовых акта органов исполнительной власти Республики Алтай и 4 акта органов местного самоуправления Республики Алтай противоречащих нормам антимонопольного законодательства. Нарушающие закон акты были добровольно отменены либо в них внесены изменения лицами их принявшими без обращения Алтайского республиканского УФАС России в суд.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативно-правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, не обращалось.

1.1.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским республиканским УФАС России в 2010 (2009) выявлено 3 (2) факта нарушения требований статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Увеличение данного показателя связано с возросшим числом проверок проводимых на предмет соблюдения требований данной статьи.

Структура выявленных нарушений состоит из:

- ограничения доступа на рынок, выхода с рынка – 1 нарушение;

- прочие нарушения статьи 16 – 2 нарушения.

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде  решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства не принималось.

Алтайским республиканским УФАС России с целью предупреждения соглашений и согласованных действий с участием федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов между собой либо между ними и хозяйствующими субъектами проводятся семинары, рабочие совещания, круглые столы, на которых разъяснятся положения Закона «О защите конкуренции», в частности запреты предъявляемые статьей 16 к заключаемым соглашениям и осуществлению согласованных действий.

1.1.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в отчетном периоде по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» возбуждено 4 дела, из них:

- создание преимущественных условий участия в торгах (1 нарушение);

- нарушение порядка определения победителя торгов (2 нарушения);

- прочие нарушения (1 дело).

При этом со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления допущено 3 нарушения.

Случаев принятия решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения в 2010 году не было.

В отчетном периоде Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в суд с инициативными исками о признании результатов торгов недействительными не обращалось.

1.1.7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в 2010 году по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 3 дела, решений о прекращении производства по делу не принималось.

1.1.8. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в 2010 (2009) возбуждено и рассмотрено 12 (10) дел по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции». Увеличение числа выявленных нарушений связано с возросшим в отчетном периоде объемом проверок субъектов естественных монополий.  При этом Комиссией Алтайского республиканского УФАС России решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения не принималось.

В 2010 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай заявлений о нарушениях субъектами естественных монополий статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции» не поступало.

В отчетном периоде в отношении субъектов естественных монополий по инициативе УФАС по РА по результатам проведенных проверок рассматривалось  6 дел о нарушении требований указанной статьи при отборе финансовых организаций для предоставления финансовых услуг.

1.1.9. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Алтайским республиканским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело от 22.07.2010 № 23 в отношении администрации муниципального образования «Майминский район» (далее – администрация Майминского района) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении на основании распоряжения администрации Майминского района от 28.06.2010 № 1608-р «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, урочище «Березняк», в аренду муниципальному унитарному предприятию «Майма» земельного участка для жилищного строительства МУП «Майма» без проведения аукциона и без согласования предоставления муниципальной преференции с Алтайским республиканским УФАС России.  Комиссия Алтайского республиканского УФАС России приняла решение о признании нарушения Закона «О защите конкуренции» и выдала администрации Майминского района предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, а именно впредь предоставлять муниципальные преференции на основании решения антимонопольного органа.

1.1.10. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2010 году нет  возбужденных дел, в решение по которым включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

1.1.11. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами решений территориального органа в случае их обжалования

В 2010 (2009) году 5 (7) решений и предписаний Комиссии УФАС по Республике Алтай были обжалованы в суд. Из них 1 решение было принято управлением в предыдущем отчетном периоде.

В качестве третьего лица Управление в 2010г. в судебные процессы не привлекалось.

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В   2010 году  Алтайское республиканское УФАС России продолжало деятельность в Республике Алтай по контролю  за    процессами, связанными  с созданием, реорганизацией коммерческих и финансовых организаций, а также перераспределением прав собственности на товарных и финансовых рынках Республики Алтай.

В   2010 (2009)  году в  управлении рассмотрено  3 (10) заявления,  в том числе 3 (8) ходатайства  от лиц  по сделкам экономической концентрации, в том числе  рассмотрено 1 (1) ходатайство по статье 27  (о присоединении хозяйствующих субъектов); 1 (6) ходатайство по статье 28 (о приобретении физическим лицом акций, долей и основных производственных средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках) и  1(1) ходатайство по статье 29 (по приобретению коммерческой организацией долей в уставном капитале финансовой организации). Уведомлений в адрес управления не поступало.

Как показывает анализ  потенциальных и  совершенных имущественных сделок в 2010 году, процессы перераспределения прав собственности происходили преимущественно между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность  на разных  секторах экономики.

Также,  как  и  в 2009 году,   процессы перераспределения прав собственности в 2010 году происходили  в  сфере   ЖКХ, страховой и  инвестиционной деятельности.  

При проведении контроля экономической концентрации  на  товарных  рынках и рынках  финансовых  услуг в 2010 году по отношении к 2009 году можно отметить следующие тенденции:

-  в 3 раза  сократилось количество представленных в УФАС по РА   ходатайств  и уведомлений по сделкам экономической концентрации. Это объясняется высокими пороговыми  значениями антимонопольного контроля  участников  сделок и тем, что  в  Республике  Алтай   мало  инвесторов (в том числе участников групп лиц)  с высокими активами по балансам ;

- количество   решений  антимонопольного управления  с выдачей предписаний, направленных на обеспечение конкуренции на товарных рынках сократилось в   3  раза.

В 2010 году не было выявлено нарушений  лицами  соблюдения требований статей 27, 28, 30 Закона «О защите конкуренции.

 За 2010 (2009) год в управление поступило 17 (11) уведомлений  в соответствии с требованиями статьи 16   Федерального закона  «О приватизации государственного и муниципального имущества» об участии  физических и юридических лиц в аукционах по  приватизации  государственной и  муниципальной собственности в РА, представленные  уведомления УФАС по РА  приняты к сведению.

В  рамках контроля концентрации капитала существенной проблемой  в  отчетном году продолжает оставаться  сложность в раскрытии информации об  истинных владельцах вертикально-интегрированных структур и  перекрестном владении  ими капиталом в различных отраслях экономики Республики Алтай.

 В 2010 году  территориальным управлением осуществлялась  совместная деятельность с Правительством РА, Администрацией МО «город Горно-Алтайск» и администрациями районных муниципальных образований,  Министерством имущественных отношений   Республики Алтай,   Алтайстатом  – происходил обмен информацией,   были даны  устные и письменные  консультации по соблюдению требований   Главы 7 Закона «О защите конкуренции», в том числе  соблюдении требований антимонопольного законодательства в ходе  приватизации государственного и муниципального имущества.

В отчетном периоде проводился  анализ информации и  сопутствующий анализ  товарных рынков для выявления возможных  антиконкурентных   последствий  по  представленным ходатайствам и уведомлениям. Результаты изученных рынков и рекомендации использовались при рассмотрении  дел о нарушениях антимонопольного законодательства, представлялись в ФАС России, в НТУ, а также в Правительство РА и Главному федеральному инспектору  в РА. В ходе изучения рынков  проверялись сделки по приобретению имущественных прав, выявлялись  группы лиц,   устанавливалось доминирующее положение  хозсубъектов с целью рассмотрения возможности включения в региональный раздел Реестра хозсубъктов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

 Таким образом, в ходе осуществления  государственного контроля требований статей 27-31 Закона «О защите конкуренции»  территориальное управление по РА препятствует  образованию чрезмерной экономической концентрации на товарных рынках республики.

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году, как и в 2009 году в УФАС  по РА  не поступало заявлений в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона «О защите конкуренции» по проверке соответствия проектов соглашений антимонопольному законодательству.

В 2010 (2009) году рассмотрено 6 (11) уведомлений финансовых организации  о соглашениях, достигнутых с  органами исполнительной власти субъекта РФ, что   на 45 %  меньше,  чем  за  2009 год.

 По всем представленным уведомлениям были  приняты решения о принятии их к сведению. Нарушений требований антимонопольного законодательства при рассмотрении заключенных соглашений не выявлено.

Уведомлений о соглашениях  между финансовыми  организациями   в 2010 году в  управление не представлялось.

 Сокращение количества уведомлений финансовых организаций в 2010 году связано с изменениями, внесенными в статью 35 Закона «О защите конкуренции».

В 2010 году нарушений законодательства финансовыми организациями не выявлено  и административных дел не возбуждалось.

В целях предупреждения нарушений статьи 35 в 2010 году  УФАС по РА  с  финансовыми организациями проводило разъяснительную работу, направляло разъяснения  ФАС России  по  применению    статьи  35 ФЗ О защите конкуренции.

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

Алтайским республиканским УФАС России в 2010 (2009) по результатам проведенных проверок органов власти и некоммерческих организаций возбуждено 8 (16) дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Проверки в отношении саморегулируемых организаций управлением в отчетном периоде не проводились.

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2010 году Управлением не направлялось материалов в органы внутренних дел для возбуждения уголовных дел правоохранительными органами в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

В связи с отсутствием в регионе хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») в 2010 году управлением не  принималось решений и не  подавалось исков в суд о принудительной реорганизации.

 

действие

количество

Количество принятых территориальным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

0

Раздел 3. Контроль рекламной деятельности

В рамках реализации государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на подведомственной территории принимались меры по пресечению, устранению и  профилактике  нарушений  Федерального  закона  от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В 2010 (2009) году УФАС по Республике Алтай рассмотрено 24 (32) факта, указывающего на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам проделанной работы было возбуждено производство 23 (23) дел по признакам нарушения рекламного законодательства, итогом которых явилось принятие 22 (18) решений о признании рекламы ненадлежащей и 1 (5) решение о признании актов органов местного самоуправления противоречащими Федеральному закону о рекламе. Выдано 22 (19)   предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации. При этом неисполненных предписаний нет.

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества, к нарушителям были приняты меры административного наказания.

Так, в 2010 (2009) году возбуждено 16 (16) дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, вынесено 16 (14) постановлений о наложении штрафа на сумму  76, 0 (91,0) тыс.рублей взыскано 56,0 (91,0) тыс.рублей. Из  числа  вынесенных  в  2010  году постановлений исполнено 12 (11). Одно постановление о наложении административного штрафа обжаловано в арбитражный суд, которое было отменено в полном объеме. По двум  неисполненным постановлениям принимаются меры принудительного взыскания через службу судебных приставов.

Анализ структуры выявленных нарушений в процессе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, позволяет сделать следующие выводы.

Наибольшее число выявленных в 2010 году нарушений связано с распространением рекламы пива, что составляет 39% (13%) от общего числа выявленных нарушений.

Структура распределения фактов нарушений по статьям Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» выглядит следующим образом:

- количество нарушений, предусмотренных статьей 5, в 2010 (2009) году составляет 3  факта или 13,1%  (3 или 13,1%);

- количество нарушений предусмотренных статьей 7 составляет 2  факта или 8,7% (1 или 4,3%);

- количество нарушений предусмотренных статьей 16 составляет 2  факта или 8,7%   (0); 

- количество нарушений предусмотренных статьей 19 составляет 1 факт или 4,3% (5 или 21,7%); 

- количество нарушений предусмотренных статьей 21 составляет 2  факта или 8,7%   (0); 

- количество нарушений предусмотренных статьей 22 составляет 9 фактов или 39% (3 или 13%);

- количество нарушений предусмотренных статьей 23 составляет 1 факт или 4,3%   (0); 

- количество нарушений предусмотренных статьей 28 составляет 3  факта или 13,1%  (7 или 30,4%). 

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай тесно взаимодействует с органами прокуратуры Республики Алтай, МВД по РА. Одним из примеров совместной работы следует указать проведенные совместно с МВД по РА проверки муниципальных образований Республики Алтай «Усть-Коксинский район» и «Чемальский район» на предмет соблюдения статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

За  2010г. (2009г)  в УФАС по Республике Алтай   рассмотрено 125 (102) жалоб. Из 125 поступивших жалоб по размещению заказов 105 (78)  рассмотрены по существу, что составляет 84 % (76,5%),   9 (16) жалоб были возвращены участнику размещения заказа, подавшему жалобу, как поданные с нарушением требований части 1 статьи 59 Закона (7,2%), 11 (8) жалоб отозваны в соответствии с частью 1 статьи 61 Закона (8.8%),  34 (25) жалобы признаны необоснованными в соответствии с частью 6 статьи 60 Закона (27,2%), 71 (53) жалоба признана обоснованной (56,8%). По результатам рассмотрения 105 жалобы выдано 89 (60) предписаний, выявлено 109 размещений заказов с  нарушениями.

В структуре нарушений, являющихся основанием для выдачи предложений и предписаний об устранении нарушений, большую часть составляют необоснованный отказ  в допуске к участию в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа 74 (70,5%), необоснованные требования к участникам размещения заказа либо к заявке  12 (11,4%).

4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В целях контроля соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации  о размещении заказа УФАС по Республике Алтай за  2010 (2009) год проведено 35 (40)  плановых и внеплановых проверок, нарушения установлены в 28 (80%).

По результатам проведенных проверок выдано 28 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещения заказов, привлечено 10 должностных лиц к административной ответственности

В структуре нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, большую часть составляют необоснованный отказ  в допуске к участию в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа, необоснованные требования к участникам размещения заказа либо к заявке, размещение информации с грубыми нарушениями.

Предложения по изменению законодательства о размещении заказов, касающиеся проведения проверок:

1. Разработать регламент проведения выездных и документарных проверок  государственных и муниципальных заказчиков по контролю соблюдения  законодательства  о размещении заказов.

4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

Управлением ФАС по Республике Алтай издан приказ № 12 от 03.09.2007г. о ведении реестра недобросовестных  поставщиков, о включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков.

В 2010 году поступило 10 обращений от заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе:

1. Три обращения по факту уклонения  от заключения муниципального контракта. Комиссия приняла решение об отказе включить сведения о недобросовестном поставщике в Реестр:

2. Семь обращений - по решению суда о расторжении государственного контракта, УФАС по РА включены  в реестр недобросовестных поставщиков сведения о поставщиках.

4.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2010 (2009) году по статьям 7.29 - 7.32, 19.7.2, ч.7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30.12.01 №195-ФЗ было возбуждено 69 (64) административных дел, вынесено 58 (48) постановлений о наложении административных штрафов, сумма наложенного штрафа составила 1 166 (1 184)  тыс. руб., сумма уплаченного штрафа 1 134 (1008) тыс. руб., процент взыскания составил  97,3 % (85%).

Основная часть административных правонарушений совершена при размещении государственных и муниципальных заказов для нужд муниципальных образований и нужд субъекта РФ.

Чаще всего в практике Управления встречаются нарушения предусмотренные статьями 7.29, 7.30 КоАП РФ.

Неразмещение надлежащим образом Извещения о проведении открытого аукциона и аукционной документации на официальном сайте РА  явилось одной из причин, по которой  данный аукцион не состоялся, так как хозсубъекты не владели информацией о проведении данного аукциона.

За данное нарушение в отношении ответственного лица Уполномоченного органа возбуждено дело об административной ответственности по части 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением суда оставлено в силе Постановление о назначении административного наказания, сумма уплаченного штрафа составила 50 тыс. руб. 

p