Итоги работы Алтайского республиканского УФАС России за 2009 год

Пояснительная записка к отчету Алтайского республиканского УФАС России по итогам работы за 2009 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Работа территориального органа по рассмотрению заявлений по статьям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)

За  2009 (2008) год управлением ФАС России по Республике Алтай было рассмотрено  38(34) заявлений, в результате которых выявлено 35 (32) нарушений Закона «О защите конкуренции», возбуждено 39 (23) дел, выдано 34 (16) предписаний  о прекращении нарушений, из них 31(12) исполнено, что составляет 91%(75%).

Из 38 (34) заявлений, поступивших в управление по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции», в том числе - по статье 10 – 21(15) заявление, по статье 11 – 1 (0) заявление, по статье  14 –  2 (1) заявления, по статье 15 – 11 (4) заявлений, по статье 16 – 0 (1) заявлений,  по статье 17 – 3 (4) заявления, по статье 17.1  - 0 (9) заявлений.

Количество поступивших заявлений по статьям Закона о защите конкуренции в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросло на 12%.

1.2. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»

За  2009 (2008) год управлением ФАС России по Республике Алтай было выявлено 35 (32) нарушений Закона «О защите конкуренции», в том числе количество выявленных нарушений, устраненных до возбуждения дела - 1,  количество обращений в суд без возбуждения дела - 0 и количества возбужденных дел – 39,  за минусом решений о прекращении производства по делу в случае неподтверждения факта нарушения - 5.

1.2.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

По статье 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке территориальным управлением рассмотрено  в 2009  (2008) году 21 (15) заявление, выявлено 10 (10) нарушений, в том числе   возбуждено дел – 10 (8). Всего возбужденно дел 10, в том числе по инициативе УФАС – 4 дела.

Количество выявленных управлением нарушений статьи 10  в  2009 году и за  2008 год  на рынках:

№ п/п

Наименование рынка

2008 г.

 

2009г.

  1.  

Электро-теплоэнергия

10

3

  1.  

Газ

 

1

  1.  

Нефть и нефтепродукты

 

3

  1.  

Автомобильный транспорт

 

1

  1.  

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

1

  1.  

Операции с недвижимым имуществом

 

1

По инициативе управления проведено 6 (7) проверок хозяйствующих субъектов для выявления злоупотребления ими доминирующим положением.  В трех случаях  злоупотребления хозяйствующими  субъектами  доминирующим положением не выявлены. В остальных случаях возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2009 году управлением  ФАС  России  по Республике Алтай при рассмотрении дел  использовались  материалы  по результатам изучения  и мониторингов рынков, на которых осуществлялся контроль цен  и конкурентной среды (социально значимых рынках продовольствия,  розничной реализации ГСМ,  розничной реализации лекарственных препаратов, рынков  жилищно-коммунальных услуг, реализации электроэнергии).

Из рассмотренных управлением 21 письменных заявлений по статье 10 по 15 из них отказано в возбуждении дела, так как после рассмотрения заявления и проведенной проверки нарушения антимонопольного законодательства не подтвердились.

Из 21(15) заявлений, рассмотренных территориальным управлением по ст.10:

- Навязывание невыгодных условий договора                               - 1 (6);

- Сокращение или прекращение производства товаров                - 6 (3);

- Создание препятствий доступа на рынок, выходу с рынка         -1 (0);

- Нарушение порядка  ценообразования                                   -8 (1);

- Установление монопольно высоких цен                                  -0 (0);

- Установление монопольно низких цен                                     -1 (1);

- Создание дискриминационных условий                                   -0 (0);

- Необоснованный отказ от заключения договора                     -0 (4);

- Прочие нарушения                                                                     -4 (0);

 

Наибольшее количество заявлений поступило по признакам  нарушений: нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, необоснованное сокращение или прекращение производства товаров.

В целях осуществления  антимонопольного контроля на рынках нефтепродуктов и  своевременного принятия мер  к нарушителям Закона «О защите конкуренции» Алтайским республиканским УФАС России за 2009 год   проведено 1 контрольное мероприятие,  2 внеплановых выездных проверки совместно с органами МВД РА, и 1 камеральная проверка (по поступившей жалобе от физического лица) в отношении розничных продавцов ГСМ.

         В результате  указанных проведенных мероприятий управлением возбуждено 3 дела  по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом  в  отношении ИПБОЮЛ Дорониной Н.М., ООО Компания «САЛЕКС-Трейд», ООО «Алтайтранснефть», которые привлечены к административной ответственности, сумма административного штрафа составила 2418 тыс. руб.

По статье 10 Федерального Закона  «О защите конкуренции» по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке УФАС по РА в 2009 (2008) году возбуждено дел – 10 (8), что  на 25%  превышает показатель 2008 года, по ним выдано 10(4) предписаний, из них исполнено 8 (3) и  2 (1)  находятся в стадии исполнения.

Причины динамики роста возбужденных дел заключаются в увеличении количества поступивших заявлений по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением. В 2009 году поступило 8 заявлений, указывающих на признаки злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением в части нарушения порядка ценообразования,  однако по 5 заявлениям  после рассмотрения отказано в возбуждении дела, так как  в ходе рассмотрения заявлений  нарушения не подтвердились.

Если в 2008г. злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках в основном допускались  хозяйствующими субъектами, относящимися к сфере деятельности субъектов естественных монополий в сфере электро-теплоэнергетики, то в 2009г. нарушения допускали хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в разных  отраслях экономики (реализация сжиженного газа, розничная реализация нефтепродуктов, оказание услуг по сбору и начислению платежей за  жилищно-коммунальные услуги,  реализация электроэнергии, реализация теплоэнергии и горячей воды, услуги специализированных автостоянок).

1.2.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 (2008) году было рассмотрено 1 (0) заявление и проведено 3 контрольных мероприятия с целью выявления соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию  на товарных рынках  –  розничной реализации ГСМ (1),  социально-значимых продуктов питания (2), изготовление и розничная реализация железобетонных изделий (1).

 Кроме того, Управлением  был проведен анализ информации (договоров  поставок, счетов-фактур по отпускным ценам), представленной от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной реализации ГСМ. По результатам проведенного анализа  на рынках розничной реализации ГСМ  не установлено  признаков нарушения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».   

Анализ документов   на  наличие признаков нарушений статьи 11 Закона «О защите конкуренции» УФАС по РА проводится при   рассмотрении поступающих в управление уведомлений от финансовых организаций о заключенных ими  соглашениях, за отчетный период нарушений  указанной статьи  не выявлено.

Для выявления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством управление осуществляло: еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен  на  нефтепродукты на розничных и оптовых рынках нефтепродуктов.     На рынках  продовольствия – мониторинг цен на  социально-значимые продукты питания (хлеб, молоко, растительное масло) -   проводилось наблюдение за участниками рынка, отслеживалось поведение на рынке  крупных компаний.  А также проводился мониторинг цен на рынке розничной реализации противовирусных лекарственных препаратов.

Управление совместно с органами МВД, Росздравнадзора, Прокуратурой города и районов  приняло участие в ноябре-декабре 2009г. в выездных  внеплановых проверках 13  аптечных учреждений, расположенных в МО «город Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Чойский район»  на предмет проверки соблюдения аптечными учреждениями  законодательства в сфере ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, а также наличия  лицензии, как в аптечном учреждении, так и у поставщиков.

По результатам проведенных проверок  на рынке розничной реализации лекарственных препаратов не установлено  признаков нарушения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».   

1.2.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 (2008) году в адрес Алтайского республиканского УФАС России  поступило 2 (2) заявления, указывающего на признаки недобросовестной конкуренции. По результатам их рассмотрения возбуждено 1 (1) дело по признакам     нарушения    статьи   14   Федерального   закона   от   26.07.2006

 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

1.2.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 (2008) году управлением было выявлено 4 (2) нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции». При этом нарушения были допущены как органами государственной власти Республики Алтай, так и органами местного самоуправления (3 нарушения из 6-ти).

Указанные нарушения были выявлены на рынке по оказанию коммунальных услуг, услуг в сфере пассажирских перевозок, при проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Республики Алтай, а также в виде ущемления интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении ими законной предпринимательской деятельности в сфере реализации продуктов питания. 

Установленные нарушения в 2009 году не являются частным случаем статьи 15, а носят характер «прочих нарушений», допущенных преимущественно органами местного самоуправления.

Причиной роста числа возбужденных дел в 2009 году является более интенсивная работа управления по проверке информации, полученной по заявлениям юридических и физических лиц, изучение практики территориальных управлений ФАС России и проверка деятельности органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления на предмет выявления подобных нарушений, а также тщательное проведение контрольных мероприятий.

1.2.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

Алтайским республиканским УФАС России в 2009 году было выявлено 2 (1) нарушения. Увеличение данного показателя связано, прежде всего с тем, что выявленные факты нарушения являются однотипными. А именно, Министерством труда и социального развития Республики Алтай было заключено два соглашения с муниципальными образованиями (Майминский район, г. Горно-Алтайск), что привело к ограничению конкуренции.   

1.2.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции)

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в отчетном периоде было выявлено 3 нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Структура данных нарушений состоит из:

- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах (1 нарушение);

- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (2 нарушения);

1.2.7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в отчетном периоде не возбуждалось дел по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о конкуренции (в 2008г. у управления также отсутствуют возбужденные дела).

С целью выявления нарушений статьи 17.1 Закона о конкуренции Управлением ФАС по РА было проведено 5 плановых контрольных мероприятий, 4 из которых проводились в администрациях муниципальных районов, одно в исполнительном органе государственной власти Республики Алтай. В результате проведенных проверок нарушений выявлено не было.

1.2.8. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 (2008) году управлением было выявлено 10 (1) случаев нарушений требований статьи 18 Закона «О защите конкуренции». Увеличение этого показателя произошло  в связи с увеличением числа выездных плановых и внеплановых проверок. Почти все нарушения обнаружены при заключении органами государственной власти Республики Алтай, органами местного самоуправления договоров медицинского страхования, а также договоров страхования ответственности (ОСАГО).

В 2009 году в Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай заявлений о нарушениях субъектами естественных монополий статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции» не поступало.

В отчетном периоде со стороны субъекта естественной монополии по инициативе УФАС по РА рассматривалось  1 дело о нарушении требований указанной статьи при отборе финансовых организаций для предоставления финансовых услуг.

1.2.9 Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи

В 2009(2008) году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай было выявлено 4 (5) случая нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных преференций. Снижение этого показателя обусловлено постоянной работой управления в области адвокатирования конкуренции. Тем не менее, имеют место нарушения, связанные с предоставлением имущества, имущественных льгот без предварительного согласия антимонопольного органа.

УФАС по РА решений о продлении сроков рассмотрения ходатайства и необходимости получения дополнительной информации в отчетном периоде не принималось. А также не было обращений (исков) в суд по вопросам нарушения установленного порядка предоставления государственной или муниципальной помощи.

 1.2.10. Повторность нарушения антимонопольного законодательства

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай с целью снижения показателя «Повторность нарушения антимонопольного законодательства» непрерывно ведется работа по адвокатированию конкуренции среди федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления. Указанная работа проводилась в форме организации семинаров, на которых сотрудниками управления разъяснялись положения антимонопольного законодательства, а также рассказывалось об изменениях в антимонопольном законодательстве. Помимо этого управлением неоднократно направлялись письма в органы власти Республики Алтай с разъяснением норм законодательства о защите конкуренции.

Однако, несмотря на проделанную работу управления по предотвращению повторности нарушений, в отчетном периоде со стороны органов власти были установлены повторные факты нарушения Закона о защите конкуренции. Указанные нарушения в 2009 году были допущены преимущественно органами местного самоуправления (4 нарушения из 6-ти). 2 повторных нарушения были допущены органом государственной власти Республики Алтай – Министерством труда и социального развития.

В 2009 году Управлением выявлен 1 повторный факт монополистической деятельности на товарных рынках, что составляет 0,1% от всего количества нарушений статьям 10, 11  Федерального закона «О защите конкуренции», совершенных всеми хозяйствующими субъектами в отчетном году.

В 2009 году повторных фактов недобросовестной конкуренции не выявлено.

1.2.12. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами решений территориального органа в случае их обжалования

В 2009 (2008) году 7 (2) решений и предписаний Комиссии УФАС по Республике Алтай были обжалованы в суд. Из них 2 решения были приняты управлением в предыдущем отчетном периоде.

1.3. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.3.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В   2009 году  управление ФАС России по РА  продолжало деятельность в Республике Алтай по контролю  процессов, связанных  с созданием, реорганизацией коммерческих и финансовых организаций, а также перераспределением прав собственности на товарных и финансовых рынках Республики Алтай.

В   2009 (2008)  году в  управлении рассмотрено  10 (4) заявлений,  в том числе 8 (2) ходатайств  и 2 (2) уведомления  от лиц  по сделкам экономической концентрации, в том числе  рассмотрено 1 (0) ходатайство по статье 27  (о присоединении хозяйствующих субъектов); 6 (2) ходатайств по статье 28 (о приобретении акций, долей и основных производственных средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках) и  1(0) ходатайство по статье 29 (по приобретению долей финансовой организации), также управлением рассмотрено и принято  к сведению 2 уведомления по статье 30 (о присоединении хозяйствующих субъектов, действующих  на товарных рынках).

Как показывает анализ  потенциальных и  совершенных имущественных сделок (Таблица 1 к Форме №5), рассмотренных Алтайским республиканским УФАС России в 2009 (2008) году, процессы перераспределения прав собственности происходили преимущественно между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность  на разных  секторах экономики  6 (1) или 60(25)%, внутриотраслевые сделки составили  4(3) сделки или 40(75)%.

Если  в 2008 году количество сделок в отношении эмитентов, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общепита  составляло 50%  от общего числа сделок, то в 2009 году количество сделок распределилось  между эмитентами (с учетом физических лиц - перепродавцов прав), осуществляющими  деятельность в разных сферах  деятельности – в  сфере торговли и общепита (30%), в прочих сферах материального производства и в сфере строительного комплекса  (по 20%);    в сферах   ЖКХ, транспортных услуг,  страховой и  управляющей деятельности   количество сделок составило по 10%.

 Количество сделок в отчетном году, совершенных приобретателями, осуществляющими  деятельность в сфере торговли и общепита, в прочих сферах материального производства  и  в  управляющей деятельности составило  по 30%,  в  других сферах – менее 10%.

При проведении контроля экономической концентрации  на  товарных  рынках и рынках  финансовых  услуг в 2009 году по отношении к 2008 году можно отметить следующие тенденции:

-  в 2 раза возросло количество представленных в УФАС по РА   ходатайств  и уведомлений по приобретению акций, долей и основных производственных средств  хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках,  остается низким процент представленных ходатайств  по сделкам на рынках финансовых услуг. Это объясняется высокими пороговыми  значениями антимонопольного контроля  участников  сделок и тем, что  в  Республике  Алтай   мало  инвесторов,  активы  по балансам  которых превышают  3 млрд. руб.;

- в  отчетном году сохранилась  тенденция  по вложению инвестиций в развитые сектора экономики (торговля, строительство) ;

- в 4 раза возросла инвестиционная активность в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  более 35%;

- в  3  раза по результатам рассмотренных ходатайств  возросло количество   решений  антимонопольного управления  с выдачей предписаний, направленных на обеспечение конкуренции на товарных рынках;

- в   Республике Алтай  лица  при совершении сделок   не   всегда учитывают суммарные  активы  всех   участников  группы лиц,  тем самым происходит уклонение  от  подачи ходатайств и уведомлений в антимонопольный  орган;

- в отчетном году, как и в 2008 году,  отсутствует инвестиционная активность  иностранных инвесторов по созданию коммерческих предприятий и по приобретению акций (долей) коммерческих  организаций,  зарегистрированных  в Республике Алтай ;

-  процесс передела собственности  на  рынках финансовых услуг в  Республике   Алтай   в основном стабилизировался.

За  отчетный год  УФАС России по РА  дано  3 письменных  и  7 устных разъяснений  хозяйствующим субъектам по  применению  норм  статей 27-31 Закона  «О защите конкуренции».

В   2009 (2008) году управлением при рассмотрении  ходатайств   было выявлено 3 (3) нарушения  лицами  соблюдения требований статей 27, 28, 30 Закона «О защите конкуренции», к  административной ответственности  было  привлечено 3 должностных лица за нарушение порядка и сроков представления ходатайств и уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством, на них наложен административный штраф в общей сумме 40,0 тыс.руб, оплачено 25 тыс.руб.

  За 2009 (2008) год в управление поступило 11 (19) уведомлений  в соответствии с требованиями статьи 16   Федерального закона  «О приватизации государственного и муниципального имущества» об участии  физических и юридических лиц в аукционах по  приватизации  государственной и  муниципальной собственности в РА, представленные  уведомления УФАС по РА  приняты к сведению.

Территориальным управлением в 2009 году продолжалась работа  по пополнению и систематизации  базы  данных   по  группам  лиц, действующим на товарных   и финансовых рынках  Республики Алтай.

В  рамках контроля концентрации капитала существенной проблемой  в  отчетном году продолжает оставаться  сложность в раскрытии информации об  истинных владельцах вертикально-интегрированных структур и  перекрестном владении  ими капиталом в различных отраслях экономики Республики Алтай.

 УФАС России по РА осуществляет взаимодействие по вопросам контроля  за  экономической концентрацией с органами исполнительной власти республики, с администрациями муниципальных образований, с  республиканскими  и федеральными  ведомствами. Так, в 2009 году  территориальным управлением осуществлялась  совместная деятельность с Правительством РА, Администрацией МО «город Горно-Алтайск» и администрациями районных муниципальных образований,  Министерством имущественных отношений   Республики Алтай,   Алтайстатом  – происходил обмен информацией,   были даны  устные и письменные  консультации по соблюдению требований   Главы 7 Закона «О защите конкуренции», в том числе  соблюдении требований антимонопольного законодательства в ходе  приватизации государственного и муниципального имущества.

 За  2009 (2008) год в  адрес налоговых  органов, осуществляющих  в Республике Алтай  госрегистрацию   юридических  лиц было  направлено 2(5)  писем  по обмену информацией; было проведено 8 (13)  устных консультаций  по контролю экономической концентрации на товарных рынках  с сотрудниками  Минимущества РА, Комитета по тарифам РА, Минрегионразвития  РА.

В отчетном периоде проводился  анализ информации и  сопутствующий анализ  товарных рынков для выявления возможных  антиконкурентных   последствий  по  представленным ходатайствам и уведомлениям (перечень изученных рынков и информация о работе управления на товарных рынках   за  2009 год  приведены  в  Таблице 2).

Результаты изученных рынков и рекомендации использовались при рассмотрении  дел о нарушениях антимонопольного законодательства, представлялись в ФАС России, в НТУ, а также в Правительство РА и Главному федеральному инспектору  в РА. В ходе изучения рынков  проверялись сделки по приобретению имущественных прав, выявлялись  группы лиц,   устанавливалось доминирующее положение  хозсубъектов с целью рассмотрения возможности включения в региональный раздел Реестра хозсубъктов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

         За 2009 (2008) году  управлением отслеживалась ситуация за состоянием конкурентной среды и  осуществлялись мониторинг на 21(21) товарном рынке (в том числе 8 (6)мониторингов)  и  на 1 (1) финансовом рынке.

 С целью изучения конкурентной среды на товарных рынках РА и с целью формирования Реестра,  за 2009  год  УФАС  по РА изучена ситуация на  13  товарных рынках, в том числе    по собственной инициативе УФАС по РА (8 рынков)  и  по поручению ФАС России (5 рынков):

        1)  рынок  похоронных услуг в Республике Алтай за 2008 год (поручение ФАС России, установлено  доминирующее положение   хозяйствующего субъекта ООО «Ритуал-сервис», которое было включено в Реестр);

        2) рынок  оказания услуг по сбору коммунальных платежей по многоквартирным домам по городу Горно-Алтайску (инициатива территориального управления, доминирующее положение занимает МУ «РКЦ» г.Горно-Алтайска,  которое было включено  в Реестр);

         3) розничный рынок электроэнергии (мощностей) за 2008 год (поручение ФАС России), информация направлена в ФАС;

         4) розничный рынок нефтепродуктов г.Горно-Алтайска за 2008 год (инициатива территориального управления, установлено доминирующее положение  хозяйствующего субъекта ООО «Алтайтранснефть», которое было включено в Реестр), доминирующее положение  по автобензину хозяйствующего субъекта ООО Компания «Салекс-Трейд», по которому были внесены изменения  в Реестр);

         5) розничный рынок нефтепродуктов МО «Майминский район» заnbsp; 2008 год (инициатива территориального управления, установлено  коллективное доминирование хрозсубъектов, информация использована при рассмотрении  дела по нарушению антимонопольного законодатнельства.

       6) розничный рынок нефтепродуктов МО «Турочакский район» за 2008 год (инициатива территориального управления, установлено доминирующее положение на локальном рынке хозяйствующего субъекта ООО Компания «Салекс-Трейд», которое было включено в Реестр );

         7) рынок производства и реализации железобетонных изделий за 2007,2008г.г. (поручение ФАС России) информация направлена в ФАС;

         8) рынок услуг учета и технической инвентаризации недвижимого имущества в Республике Алтай за 2008 год (инициатива территориального управления, установлено доминирующее положение  хозяйствующего субъекта ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Алтай, которое было включено в Реестр);

         9) розничный рынок услуг по передаче  электроэнергии в Республике Алтай за 2008 год и первое полугодие 2009 года (инициатива территориального управления) информация использована при рассмотрении заявлений;

       10) рынок услуг специализированных стоянок МО «Майминский район» за первое полугодие 2009 года (инициатива территориального управления) информация использована при рассмотрении заявлений;

       11) рынок услуг установки рекламных конструкций МО «г.Горно-Алтайск» и районных муниципальных образований Республики Алтай за 2008 год и первое полугодие 2009 года (инициатива территориального управления) информация использована при рассмотрении дел;

       12) рынок управления многоквартирными домами, г.Горно-Алтайск за 2008 год (поручение ФАС России), информация представлена в ФАС;

       13) рынок угля за первое полугодие 2009 года (поручение ФАС России), информация о ситуации на данном рынке отправлена в СФО;

          По поручению ФАС  России в  2009 (2008) году в УФАС по РА осуществлялось  8 (6) постоянных мониторингов по следующим  направлениям и рынкам:

-постоянный еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты  (информация о ценах оперативно направлялась в ФАС России, в НТУ  и Главному федеральному инспектору  по РА);

- постоянный ежемесячный мониторинг торговой надбавки на оптовую реализацию ГСМ (информация по проведенным мониторингам направлялась в ФАС России)

- постоянный ежемесячный мониторинг цен на рынке  цемента РА (по поручению ФАС  России отслеживались цены поставщиков и розничных продавцов  цемента, информация представлялась в НТУ);

- постоянный ежемесячный мониторинг цен на социально – значимые продукты питания (хлеб, растительное масло, молоко)- по поручению ФАС России, информация  представляется в ФАС России.

- постоянный ежеквартальный мониторинг цен на лекарственные средства (по поручению ФАС России, информация представляется в ФАС России)  

- постоянный  полугодовой мониторинг проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций   на рынке  управления многоквартирными  домами в г.Горно-Алтайске и с.Майма (поручение ФАС  России);

- ежеквартальный мониторинг   нормативных актов и действий органов местного самоуправления по выделению земельных участков  для жилищного и комплексного строительства (поручение ФАС,  информация направлялась  ГФИ, в Прокуратуру РА );

- ежеквартальный мониторинг по  выделению прав и заключению договоров о развитии застроенных территорий в г.Горно-Алтайске (поручение ФАС).

Проводится 1 ежегодный мониторинг концентрации  на рынках финансовых услуг (банковских и лизинговых услуг), информация направлялась в ФАС России.

        Таким образом, в ходе осуществления  государственного контроля требований статей 27-31 Закона «О защите конкуренции»  территориальное управление по РА препятствует  образованию чрезмерной экономической концентрации на товарных рынках республики.

1.3.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году, как и в 2008году в УФАС  по РА  не поступало заявлений в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона «О защите конкуренции» по проверке соответствия проектов соглашений антимонопольному законодательству.

В 2009 (2008) году рассмотрено 11 (51) уведомлений финансовых организации  о соглашениях, достигнутых с  органами исполнительной власти субъекта РФ, что   в 4,6 раз меньше,  чем  за  2008 год. По всем представленным уведомлениям были  приняты решения о принятии их к сведению. Нарушений требований антимонопольного законодательства при рассмотрении заключенных соглашений не выявлено.

Уведомлений о соглашениях  между финансовыми  организациями   в 2009 году в  управление не представлялось.

 Сокращение количества уведомлений финансовых организаций в 2009 году связано с изменениями, внесенными в ноябре 2008г. в статью 35 Закона «О защите конкуренции».

Если в 2008 году  по нарушению требований Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 3 административных дела по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ (за нарушение сроков и порядка представления уведомлений), то в 2009 году нарушений законодательства финансовыми организациями не выявлено  и административных дел не возбуждалось.

В целях предупреждения нарушений статьи 35 в 2009г. УФАС по РА  с  финансовыми организациями проводило разъяснительную работу, было   направлено   2   письма в кредитные организации  с разъяснениями  ФАС России  по  применению    статьи  35 ФЗ О защите конкуренции   в связи  с вступлением в силу Федерального закона от 08.11.2008г.№195-ФЗ «О внесении изменений  в   Федеральный закон «О защите конкуренции»).

1.4. Организация и проведение выездных проверок

В 2009 году управлением было проведено 5 плановых выездных мероприятий и 2 внеплановых мероприятия по проверке органов власти. Преимущественно выездные мероприятия в 2009 году осуществлялись в администрации муниципальных образований (5 проверок из 7-ми).

По результатам проверок в каждом проверяемом субъекте были выявлены нарушения Закона о защите конкуренции. В 6-ти проверенных органах власти выявлены нарушения пунктов 9, 11 части 1 статьи 18 Закона о конкуренции.

При проверке Администрации МО «Город Горно-Алтайск» был установлен факт нарушения части 1 статьи 15.

При проверке Администрации МО «Усть-Канский район» инспекцией УФАС по РА помимо нарушения пунктов 9, 11 части 1 статьи 18 были установлены 6 случаев нарушения порядка предоставления муниципальных преференций хозяйствующим субъектам, в ходе заседания Комиссий управления по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства 4 факта нарушения подтвердились.

По всем выявленным в ходе выездных проверок нарушениям были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства и выданы предписания (кроме 2-х дел по предоставлению муниципальных преференций в отношении Администрации МО «Усть-Канский район»), которые были исполнены в срок.

Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

В связи с отсутствием в регионе хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») в 2009 году управлением не  принималось решений и не  подавалось исков в суд о принудительной реорганизации.

 

действие

количество

Количество принятых территориальным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

0

Раздел 3. Контроль рекламной деятельности

В рамках реализации государственной функции по осуществлению контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на подведомственной территории принимались меры по пресечению, устранению и  профилактике  нарушений  Федерального  закона  от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В 2009 (2008) году УФАС по Республике Алтай рассмотрено 32 (56) факта, указывающего на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам проделанной работы было возбуждено производство 23 (22) дел по признакам нарушения рекламного законодательства, итогом которых явилось принятие 18 (22) решений о признании рекламы ненадлежащей и 5 (0) решений о признании актов органов местного самоуправления противоречащими Федеральному закону о рекламе. Выдано 19 (11)   предписаний о прекращении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации. При этом неисполненных предписаний нет.

Анализ структуры выявленных нарушений в процессе осуществления государственного контроля соблюдения законодательства о рекламе, позволяет сделать следующие выводы.

Наибольшее число выявленных нарушений, как и в 2008 году связано с распространением рекламы финансовых услуг, что составляет 30,4% (45,5%) от общего числа выявленных нарушений.

Структура распределения фактов нарушений по статьям Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» выглядит следующим образом:

        - количество нарушений, предусмотренных статьей 5, составляет 3  факта или 13,1%  (3 или 13,6%);

        - количество нарушений предусмотренных статьей 7 составляет 1  факт или 4,3%  ( 0); 

        - количество нарушений предусмотренных статьей 19 составляет 5  фактов или 21,7%  (0); 

        - количество нарушений предусмотренных статьей 22 составляет 3 факта или 13%  (7 или 31%);

        - количество нарушений предусмотренных статьей 24 составляет 1  факт или 4,3%  (1 или 4,5%); 

        - количество нарушений предусмотренных статьей 25 составляет 1  факт или 4,3%  ( 0);

         - количество нарушений предусмотренных статьей 27 составляет 1  факт или 4,3%  (0);

        - количество нарушений предусмотренных статьей 28 составляет 7  фактов или 30,4%  (10 или 45,5%). 

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества, к нарушителям были приняты меры административного наказания.

Так, в 2009 (2008) году возбуждено 16 (20) дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, вынесено 14 (15) постановлений о наложении штрафа на сумму 89,0 (125,0) тыс.руб. взыскано 91, 2 (120,8) тыс.руб. Из числа вынесенных в 2009 году постановлений исполнено 11 (11). По трем  неисполненным постановлениям принимаются меры принудительного взыскания через службу судебных приставов.

При осуществлении контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай тесно взаимодействует с органами прокуратуры Республики Алтай. Одним из примеров совместной работы следует указать проведенное по поручению ФАС России мероприятие по проверке хозяйствующих субъектов в сфере игорного бизнеса.

Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

За  2009 (2008) году  в УФАС по Республике Алтай   рассмотрено 102 (81) жалобы. Из 102 поступивших жалоб по размещению заказов 78 (74)  рассмотрены по существу, что составляет 76,5% (91,4%),   16 (5) жалоб были возвращены участнику размещения заказа, подавшему жалобу, как поданные с нарушением требований части 1 статьи 59 Закона (15,7%), 8 (2) жалоб отозваны в соответствии с частью 1 статьи 61 Закона (7.8%),  25 (20) жалоб признаны необоснованными в соответствии с частью 6 статьи 60 Закона (24,5%), 53 (54) жалобы признаны обоснованными (52%). По результатам рассмотрения 78 жалоб выдано 60 (62) предписаний, выявлено 110 размещений заказов с  нарушениями.

В структуре нарушений, являющихся основанием для выдачи предложений и предписаний об устранении нарушений, большую часть составляют необоснованный отказ  в допуске к участию в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа 72 (65,5%), необоснованные требования к участникам размещения заказа либо к заявке  7 (6,4%), необоснованный допуск участника размещения заказа 6 (5,5%).

4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В целях контроля соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации  о размещении заказа УФАС по Республике Алтай за  2009 (2008) год проведено 40 (36)  плановых и внеплановых проверок, нарушения установлены в 72,5%.

УФАС по РА в  2009 году провело 8 внеплановых выездных проверок (Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство природных ресурсов Республики Алтай, РУАД «Горно-Алтайавтодор», МУЗ «Усть-Канская центральная районная больница», МУЗ «Майминская центральная районная больница», МО «Усть-Канский район», МУ «Турочакский район ЖКХ», 9 плановых выездных проверок (Управление капитального строительства Республики Алтай, ФГУ Управление «Мелиоводхоз по Республике Алтай», ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Алтай», Межрайонная ИФНС России №5 по Республике Алтай, Администрация МО «Турочакский район», Администрация МО «Чойский район», Администрация «Усть-Коксинский район», Администрация МО «Усть-Канский район», Главное управление МЧС России по Республике Алтай)  по соблюдению требований Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушения установлены во всех проверяемых организациях.

По результатам проведенных проверок выдано 29 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещения заказов, привлечено 13 должностных лиц к административной ответственности.

В структуре нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, большую часть составляют нарушение сроков заключения государственных и  муниципальных контрактов, необоснованные требования к участникам размещения заказа либо к заявке, неправильный выбор способа размещения заказа.

4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2009 году продолжалась деятельность территориального управления по включению лиц в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложений по изменению законодательства о размещении заказов, а также внутренних документов ФАС России, касающиеся ведения реестра недобросовестных поставщиков не имеется.

Управлением ФАС по Республике Алтай издан приказ № 12 от 03.09.2007г. о ведении реестра недобросовестных  поставщиков, о включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков.

В 2009 (2008) году поступило 5 (1)  обращений от заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе:

1. Два обращения по факту уклонения  от заключения муниципального контракта. Комиссия управления  приняла решение об отказе включить в Реестр сведения о недобросовестном поставщике, заявка которого не соответствует требованиям аукционной документации, а именно отсутствие терминалов,  оборудованных считыванием бесконтактного микропроцессора социальной карты. Таким образом, Заказчик обязан был отклонить такую заявку и у участника размещения заказа не возникает обязанность подписать муниципальный контракт, если данная заявка не соответствовала требованиям аукционной документации. Следовательно, действия   не образуют факта уклонения от заключения муниципального контракта.      

2. Три обращения - по решению суда о расторжении государственного контракта. УФАС по РА приняло решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках.  

4.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2009   (2008) году по статьям 7.29- 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  было возбуждено 61(37) административных дел, вынесено 48 (23) постановлений о наложении административных штрафов, сумма наложенного штрафа составила  1 184 (470)    тыс. руб., сумма уплаченного штрафа 1 008 (465) тыс. руб., что составляет  85,1 % (98,9%).

Основная часть административных правонарушений совершена при размещении государственных и муниципальных заказов для нужд муниципальных образований и нужд субъекта РФ.

Чаще всего в практике Управления встречаются нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 7.29, 7.30 КоАП РФ.