Отчет Алтайского республиканского УФАС России по итогам работы за 2017 год

По Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе….»

  1. Рассмотрено жалоб – 256
  2. Проведено проверок –  44
  3. Выдано предписаний – 86
  4. Рассмотрено административных дел – 67
  5. Сумма наложенных административных штрафов – 621 тыс. руб.
  6. Сумма взысканных административных штрафов – 663,8 тыс. руб.

По Федеральному закону №135-ФЗ «О защите конкуренции»

  1. Рассмотрено заявлений – 71
  2. Проведено проверок – 10
  3. Выдано предупреждений – 24
  4. Выдано предостережений - 0
  5. Общее количество рассмотренных дел – 9
  6. Рассмотрено жалоб по ст. 18.1 – 18
  7. Выдано предписаний – 1
  8. Согласовано (отказано в согласовании) государственных (муниципальных) преференций – 9
  9. Рассмотрено административных дел – 49
  10. Сумма наложенных административных штрафов – 19818,4 тыс. руб.
  11. Сумма взысканных административных штрафов – 1566 тыс. руб.

По Федеральному закону №38-ФЗ «О рекламе»

  1. Рассмотрено дел – 19
  2. Проведено проверок –  2
  3. Выдано предписаний – 13
  4. Рассмотрено административных дел – 18
  5. Сумма наложенных административных штрафов – 514 тыс. руб.
  6. Сумма взысканных административных штрафов – 108 тыс. руб.

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

 

            За 2017 (2016) год Алтайским республиканским УФАС России возбуждено 9 (6) дел, по 2 делам, возбужденным в 2016г., вынесено решение в отчетном периоде, из них выявлено нарушений по 7 (3) делам и выдано 1 (3) предписание, из них 1 (1) исполнено. Также в отчетном периоде было исполнено 2(4) предписания, выданных в 2016г.

В отчетном периоде выдано 24 (34) предупреждения, из них исполнено 21 (29) предупреждение, 1(5) в стадии исполнения.

По статье 10 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушений 2 (3), выдано 1 (3) предписание о прекращении нарушений, из них 1 (1) исполнено, 2 (0) предписания, выданных в предыдущем периоде, исполнены. В отчетном периоде по статье 10 Закона «О защите конкуренции» выполнено 5 (4) предупреждений, из них 4 (3) по итогам рассмотрения заявлений, 1 (1) по итогам проведения плановой проверки.

            По статье 11 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушений 1 (0).

            По статье 11.1 Закона «О защите конкуренции»  нарушений не выявлено (0).

            По статьям 14.1 – 14.8 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушений 2 (0).

            По статье 15 Закона «О защите конкуренции» дела о нарушении антимонопольного законодательства в отчетном периоде не возбуждались, (0) исков в суд без возбуждения дела не направлялось. По инициативе Управления выдано 4 (17) предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, всего выдано в отчетном периоде 8 (26) предупреждений.

          По статье 16 Закона «О защите конкуренции» дел о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось, исков в суд без возбуждения дела не направлялось (0).

            По статье 17 Закона «О защите конкуренции» дел о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось, исков в суд без возбуждения дела не направлялось (0).

            По статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушений 2 (0).

            Нарушения по статьям 18, 19-21, 25, 34, 38 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России не выявлялись, дел о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось (0), исков в суд без возбуждения дела не направлялось (0).

           

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

 

В отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России по статье 10 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 2 (4) дела, по ним признаны нарушения 2 (3), выдано 1 (3) предписание о прекращении нарушений, из них 1 (1) исполнено, 2 предписания, выданные в 2016г., исполнены в отчетном периоде.

В отчетном периоде выдано 5 (4) предупреждений, 1 (1) предупреждение по п.5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, 4 (2) предупреждения по п. 8 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Все предупреждения, выданные в отчетном периоде, исполнены. Предупреждения по п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отчетном периоде не выдавались (0), предупреждения по п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отчетном периоде не выдавались (1).

По статье 10 Закона о защите конкуренции было выявлено 2 (3) нарушения, отнесенных к категории «прочие нарушения».

Нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразилось в бездействии сетевой организации, в части  несоблюдения установленных подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации, в необоснованном включении в технические условия требований о заключении договора энергоснабжения, что противоречит пункту 25(1) Правил №861.

Нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  выразилось в действиях ПАО «Авиакомпания «Сибирь» по установлению итоговой средней стоимости одного билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск выше на 30% и выше на 24% итоговой средней стоимости одного билета на рейс на схожих товарных рынках (Барнаул-Москва-Баранул, Кемерово-Москва-Кемерово) в период с января по ноябрь 2016 года, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов неограниченного числа пассажиров.

         По сравнению с 2016 годом в отчетном периоде прослеживается динамика уменьшения принятых решений о наличии нарушений по статье 10 Закона о защите конкуренции (3 нарушения в 2016г., 2 нарушения в 2017г.) и роста выданных предупреждений (4 предупреждения в 2016г., 5 предупреждений в 2017г.).  Причиной снижения в 2017г. количества выявленных нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции является сужение сферы общественных правоотношений, на которые распространяются запреты статьи 10 Закона о защите конкуренции (недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей).

 

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

           

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде было возбуждено и рассмотрено 1 (0) дело по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

 

            1.1.3.   Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона о защите конкуренции)

           

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Закона о защите конкуренции (1).

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 2.1 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по ст. 14.1 – 14.7 Закона «О защите конкуренции» нарушений не выявлено.

Хозяйствующим субъектам в 2017 году выдано 11 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ст. 14.8  Закона «О защите конкуренции». В связи с неисполнением в установленный срок 2 предупреждений  УФАС по РА было возбуждено 2 дела по признакам нарушения требований статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

 

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде было рассмотрено 7 (8) заявлений о признаках нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2017 (2016) году Управление не принимало (0) решений о признании нарушения требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем не выдавалось (0) предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

В 2017 (2016) году было выдано 8 (26) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Основными рынками, отраслями, сферами деятельности, которые были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти, в 2017 году стали:

- предоставление государственных и муниципальных услуг (1);

- проведение кадастровых работ (1);

- предоставление государственного и муниципального имущества (6).

Основными видами нарушений статьи 15, выявленных в отчетном периоде стали:

1) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных услуг (1 предупреждение);

2) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (1 предупреждение);

3) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции (1 предупреждение);

4) «прочие» нарушения (5 предупреждений).

В 2017 (2016) году правовых актов законодательного органа Республики Алтай - Государственного собрания Эл-Курултай Республики Алтай, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Республики Алтай (3), противоречащих нормам антимонопольного законодательства, не выявлено.

Однако, выявлен 1 (18) нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, противоречащий антимонопольному законодательству. В нарушающий антимонопольное законодательство акт было внесено изменение лицом его принявшим, в рамках выданного предупреждения Алтайского республиканского УФАС России без обращения в орган прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

 

1.1.6 Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде и в 2016 году не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.7 Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

 

Алтайским республиканским УФАС России в 2017 (2016) году не возбуждались (1) и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.8 Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России по статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 3 (0) дела, по ним принято решений о признании нарушений 2 (0), предписаний о прекращении нарушений не выдавалось.

 

1.1.9.   Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
(статья 18 Закона о защите конкуренции)

 

            Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде и в 2016 г. не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

 

В структуре видов торгов, обжалуемых в 2017 году в Алтайском республиканском УФАС России, большую часть занимают обжалование действий организаторов торгов (конкурсных управляющих) при проведении  торгов по продаже имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, в связи с нарушениями  требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Организатором торгов  (конкурсным управляющим) было неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в торгах; участники торгов были лишены права оплачивать задаток путем перечисления денежных средств на счет должника (в сообщении о продаже имущества должника в  реквизитах счета, на который вносится задаток, указан банк с отозванной Банком России лицензией на осуществление банковских операций).

1.1.11 Предоставление государственных или муниципальных преференций

 

В (2016) 2017 году Алтайским республиканским УФАС России не возбуждалось (1) дел о нарушении пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

 

1.1.12 Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими
субъектами в федеральный бюджет

 

            В отчетном периоде управлением не принимались решения, в которых включено требование об изъятии в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

 

1.1.13 Практика направления предостережений

            В 2017 году Управлением не направлялись предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции».

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

 

            В 2017 году (2016) управлением ФАС по Республике Алтай не рассматривались ходатайства, требующие предварительного получения согласия антимонопольного органа в целях контроля экономической концентрации. Нарушения требований статьи 34 Закона «О защите конкуренции» не выявлялись.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

 

            В 2017 году не поступало на рассмотрение заявлений в соответствии со статьей 35 Закона «О защите конкуренции».

 

1.2.3. Принудительное  разделение  или   выделение  хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

 

            В отчетном периоде положения статьи 38 Закона «О защите конкуренции» Алтайским республиканским УФАС России не применялись.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

 

            В Алтайское республиканское УФАС России в 2017 году не поступали на рассмотрение ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

 

1.3 Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

 

Алтайским республиканским УФАС России в 2017 (2016) проведено 4 (3) плановых проверки органов власти, 2 (2) внеплановые проверки – некоммерческой организации. При проведении плановых и внеплановых проверок органов власти и некоммерческих организаций выявлены признаки нарушения требований антимонопольного законодательства.

Возбуждено и рассмотрено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении органа местного самоуправления по п. 11 ч. 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, 1 административное дело в отношении некоммерческой организации по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ, 1 административное дело в отношении должностного лица органа власти по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, выдано 4 предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в отношении органа исполнительной власти Республики Алтай (2 шт.) и органа местного самоуправления (2 шт.) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

По сравнению с предыдущим периодом прослеживается сокращение количества выявленных нарушений (2016 – 6, 2017 – 4).

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

1. действия по предоставлению государственного и муниципального имущества – 83,3%;

2. действия по не надлежащему контролю за исполнением предписаний по демонтажу  самовольно установленных рекламных конструкций - 16,7%.

По выявленным в ходе проверок нарушениям Закона о защите конкуренции (ст. 15) выдано 4 (6) предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Выданные в отчетном периоде  предупреждения исполнены в полном объеме и в установленные сроки (1 исполнено, выданное в 2016г.).

           

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

            В отчетном периоде Управлением были направлены материалы дела №3-А/17 от 05.06.2017г. в адрес Управления Федеральной службы безопасности по Республике Алтай для возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц ООО «Шебалинское дорожное ремонтное строительное управление» (ИНН 0411158428, ОГРН 1110411005957, юридический/фактический адрес: Республика Алтай, Шебалинский район, с.Ильинка, б/н) и ООО «Элитстрой» (ИНН 2222042781, ОГРН 1042201960316, юридический адрес: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Генеральская, 3, оф. 116).

            На 31.12.2017 года процессуальное решение о возбуждении (об отказе в возбуждении) дела УФСБ по РА не принято.

 

1.5.Представление информации для подготовки доклада в ОЭCР

 

Опросная анкета представлена в таблице №6 в приложении к пояснительной записке.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

           

В отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России не возбуждались дела о нарушении антимонопольного законодательства (0).

Управлением возбуждены и рассмотрены 2 (0) административных дела в отношении хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети  и поставщика продовольственных товаров по ч. 3 ст. 14.42 КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ к данным хозяйствующим субъектам применена мера ответственности в виде предупреждений.

В отчетном периоде проведено 6 внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Республики Алтай, по результатом проверок возбуждено и рассмотрено 1 административное дело по нарушению ч.1 ст. 14.41 КоАП РФ (к хозяйствующему субъекту в силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применена мера ответственности в виде предупреждения).

В отчетном периоде Управлением в Арбитражный суд Республики Алтай подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения, применении последствий недействительности сделки, заключенного между ООО «Розница К-1» и ООО производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра».

         Данный иск был подан в связи с открытием в марте 2017 года магазина торговой сети ООО «Розница К-1» (торговая сеть «Мария Ра») на территории муниципального образования Республики Алтай в нарушение ч. 1 ст. 14 Закона о торговле. Арбитражным судом Республики Алтай производство по делу было приостановлено (дело №А02-1437/17) до вступления в законную силу судебного акта по делу №А03-16624/2017, находящегося в производстве Арбитражного суда Алтайского края, по исковому заявлению ООО «Розница-К1» о признании незаконным действий Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, выразившихся в определении (формировании) и распространении недостоверных данных о объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2016 финансовый год по муниципальному образованию Республики Алтай.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

0

        Таблица № 2 «Сведения о рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в электроэнергетике, связанных с нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» и Таблица № 3 «Сведения о рассмотрении административных дел о нарушении законодательства в электроэнергетике, Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» прилагаются.

Раздел 4. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В отчетном периоде в адрес Алтайского республиканского УФАС России жалоб в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве) не поступало.