• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги работы Алтайского республиканского УФАС России за 2016 год

Отчет Алтайского республиканского УФАС России по итогам работы за 2016 год

По Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе….»

  1. Рассмотрено жалоб – 243
  2. Проведено проверок –  24
  3. Выдано предписаний – 92
  4. Рассмотрено административных дел – 50
  5. Сумма наложенных административных штрафов – 691,5 тыс. руб.
  6. Сумма взысканных административных штрафов – 729,3 тыс. руб.

По Федеральному закону №135-ФЗ «О защите конкуренции»

  1. Рассмотрено заявлений – 66
  2. Проведено проверок – 8
  3. Выдано предупреждений – 34
  4. Выдано предостережений - 1
  5. Общее количество рассмотренных дел – 7
  6. Рассмотрено жалоб по ст. 18.1 – 19
  7. Выдано предписаний – 3
  8. Согласовано (отказано в согласовании) государственных

(муниципальных) преференций - 17

  1. Рассмотрено административных дел – 40
  2. Сумма наложенных административных штрафов – 1549,5 тыс. руб.
  3. Сумма взысканных административных штрафов – 1417,5 тыс. руб.

По Федеральному закону №38-ФЗ «О рекламе»

  1. Рассмотрено дел – 22
  2. Проведено проверок –  2
  3. Выдано предписаний – 14
  4. Рассмотрено административных дел – 23
  5. Сумма наложенных административных штрафов – 1272 тыс. руб.
  6. Сумма взысканных административных штрафов – 22 тыс. руб.

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

За 2016 (2015) год Алтайским республиканским УФАС России возбуждено 6 (46) дел, по 1 делу, возбужденному в 2015г., вынесено решение в отчетном периоде, из них выявлено нарушений по 3 (44) делам и выдано 3 (34) предписания, из них 1 (28) исполнено, 2 предписания находятся в стадии исполнения. Также в отчетном периоде было исполнено 4 (4) предписания выданных в 2015г.

В отчетном периоде выдано 34 (6) предупреждения, из них исполнено 29 (6) предупреждений, 5 в стадии исполнения.

По статье 10 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушений 3 (22), выдано 3 (16) предписания о прекращении нарушений, из них 1 (13) исполнено. В отчетном периоде по статье 10 Закона «О защите конкуренции» выполнено 4 (6) предупреждения, из них 3 по итогам рассмотрения заявлений, 1 по итогам проведения плановой проверки.

По статье 11 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушений 0 (1).

По статье 11.1 Закона «О защите конкуренции»  нарушений не выявлено.

По статьям 14.1 – 14.8 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушений 0 (1).

По статье 15 Закона «О защите конкуренции» 1 дело возбуждено в 2015г. и прекращено в отчетном периоде в связи с отсутствием нарушения (исполнено предупреждение, выданное в рамках возбужденного дела), устранено до возбуждения дела 8 нарушений (выполнены предупреждения), выявленных по результатам рассмотрения заявлений и проведенных проверок, по инициативе Управления выдано 17 предупреждений о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, дела о нарушении антимонопольного законодательства в 2016г. не возбуждались, исков в суд без возбуждения дела не направлялось.

По статье 16 Закона «О защите конкуренции» дел о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось, исков в суд без возбуждения дела не направлялось, предупреждений не выдавалось.

По статье 17 Закона «О защите конкуренции» возбуждено 1 (1) дело о нарушении антимонопольного законодательства, исков в суд без возбуждения дела не направлялось, предупреждений не выдавалось.

По статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» принято решений о наличии нарушении 0 (1).

Нарушения по статьям 18, 19-21, 25, 34, 38 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России не выявлялись, дел о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось, исков в суд без возбуждения дела не направлялось.

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В отчетном периоде Алтайским республиканским УФАС России по статье 10 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 4 (23) дела, по ним признаны нарушения 3 (22), выдано 3 (16) предписания о прекращении нарушений, из них 1 (13) исполнено, 2 предписания находятся в стадии исполнения.

В отчетном периоде выдано 4 (6) предупреждения (1 предупреждение по п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (4), 1 предупреждение по п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (0), 2 предупреждения по п. 8 ч. 1 ст. 10 названного Закона о защите конкуренции (0)). Все предупреждения, выданные в отчетном периоде, исполнены. Предупреждения по п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отчетном периоде не выдавались (2).

По статье 10 Закона о защите конкуренции было выявлено 3 нарушения, отнесенных к категории «прочие нарушения». Указанные нарушения выразились в бездействии сетевой организации, выразившимся в  несоблюдении установленных подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям сетевой организации, в необоснованном включении в технические условия требований о заключении договора энергоснабжения, что противоречит пункту 25(1) Правил №861.

Алтайским республиканским УФАС России в 2016г. прекращено 1 дело, возбужденное по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием состава нарушения.

По сравнению с 2015 годом в отчетном периоде прослеживается динамика уменьшения принятых решений о наличии нарушений по статье 10 Закона о защите конкуренции (22 нарушения в 2015г., 3 нарушения в 2016г.) и выданных предупреждений (6 предупреждений в 2015г., 4 предупреждения в 2016г.).  Причиной снижения в 2016 количества выявленных нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции является сужение сферы общественных правоотношений, на которые распространяются запреты статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей).

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде было возбуждено и рассмотрено 1 (0) дело по признакам нарушения статьи 11.1 Закона «О защите конкуренции». Дело прекращено в связи с отсутствием состава нарушения статьи 11.1 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (Глава 2.1 Закона о защите конкуренции)

В отчетном периоде Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по ст. 14.1 – 14.8 Закона «О защите конкуренции» было выявлено 5 нарушений, по результатам которых выдано 5 предупреждений, дел возбуждено не было.

По сравнению с 2015 годом в отчетном периоде прослеживается динамика сокращения дел по выявленным фактам недобросовестной конкуренции (1 нарушение в 2015г.), что связано с обязанностью выдачи предупреждения в случае выявления признаков нарушения, согласно части 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции».

Хозяйствующим субъектам в 2016 году выдано 5 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ст. 14.1, 14.2, 14.8  Закона «О защите конкуренции».   

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде было рассмотрено 8 (13) заявлений о признаках нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2016 (2015) году Управлением было рассмотрено 1 (18) дело по признакам нарушения требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции» (возбуждено в 2015 году). В рамках возбужденного дела было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, исполненное в установленные сроки, в связи с чем рассмотрение дела было прекращено (в 2015 - 14).

Нарушение было допущено органом местного самоуправления в части незаконного предоставления муниципальной преференции.

Данная динамика сокращения количества возбужденных дел по выявленным фактам нарушений со стороны органов власти связана с обязательностью выдачи предупреждения в случае выявления признаков нарушения, согласно части 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции».

В отчетном периоде правовых актов законодательного органа Республики Алтай - Государственного собрания Эл-Курултай Республики Алтай, противоречащих нормам антимонопольного законодательства не выявлено. Однако, в 2016 (2015) году в ходе исполнения функции по выдаче заключений на предмет соответствия антимонопольного законодательства выявлены 4 (4) проекта нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Республики Алтай, не соответствующих антимонопольному законодательству. Управлением ведется контроль за принятием данных актов с учетом предложенных изменений.

Кроме того, выявлено 18 (14) нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, противоречащих антимонопольному законодательству. Нарушающие антимонопольное законодательство акты были отменены либо в них внесены изменения лицами их принявшими, в рамках выданных предупреждений Алтайского республиканского УФАС России без обращений в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

 

1.1.6 Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.7 Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в 2016 (2015) году возбуждено 1 (1) дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17, в ходе рассмотрения которого Комиссией был установлен факт предоставления недостоверных сведений, на основании которых был сделан вывод о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем было принято решение о прекращении рассмотрении дела (отсутствие нарушения антимонопольного законодательства).

 

1.1.8 Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

Алтайским республиканским УФАС России в отчетном периоде не возбуждались и не рассматривались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции».

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В структуре видов торгов, обжалуемых 2016 году в Алтайском республиканском УФАС России, большую часть занимает обжалование действий организаторов торгов при проведении аукционов по продаже (предоставление в аренду) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении конкурсов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества  многоквартирных домов.

Основные нарушения: организатором торгов сокращены сроки между окончанием приема документов и проведением аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной/муниципальной собственности; конкурсной комиссией нарушен порядок оценки заявок, так оценка заявок участников конкурсов на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества  многоквартирных домов производилась по документам, требования к которым не установлены в конкурсных документациях.

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде управлением ФАС по Республике Алтай не рассматривались ходатайства, требующие предварительного получения согласия антимонопольного органа в целях контроля экономической концентрации. Нарушения требований статьи 34 Закона «О защите конкуренции» не выявлялись.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2016 году не поступало на рассмотрение заявлений в соответствии со статьей 35 Закона «О защите конкуренции».

 

1.2.3. Принудительное  разделение  или   выделение  хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде положения статьи 38 Закона «О защите конкуренции» Алтайским республиканским УФАС России не применялись.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

 В управление ФАС по Республике Алтай в 2016 году не поступали на рассмотрение ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

 

1.3 Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

Алтайским республиканским УФАС России в 2016 (2015) проведено 3 (3) плановых проверки органов власти, 2 внеплановые проверки – органа исполнительной власти и некоммерческой организации (в 2015г. - 0). При проведении плановых и внеплановых проверок органов власти и некоммерческих организаций выявлены признаки нарушения требований антимонопольного законодательства. Нарушения допущены органами местного самоуправления.

По сравнению с предыдущим периодом прослеживается увеличение количества выявленных нарушений (2015 – 4, 2016 – 6).

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

1. действия при предоставлении государственных (муниципальных) преференций – 16,7%;

2. действия по определению поставщика СУГ – 16,7%;

3. организация тепло-, водоснабжения населения муниципального образования – 33,3%;

4. действия по предоставлению разрешений на установку рекламных конструкций (их демонтаж); не надлежащий контроль за самовольно установленными рекламными конструкциями – 33,3%.

По выявленным в ходе проверок нарушениям Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 15) выдано 6 предупреждений о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (4 исполнены, 2 находятся в стадии исполнения).

        

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В отчетном периоде управлением не направлялись материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

В отчетном периоде (2015) управлением не возбуждались дела о нарушении антимонопольного законодательства (1). Проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Республики Алтай, не проводились.

Управление осуществляет контроль за соблюдением статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети.

В отчетном периоде Управлением в Арбитражный суд Республики Алтай было подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения, применении последствий недействительности сделки, заключенного между ООО «Розница К-1» и ООО производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра».

Данный иск был подан в связи с открытием в декабре 2015 года третьего магазина торговой сети ООО «Розница К-1» (торговая сеть «Мария Ра») на территории муниципального образования Республики Алтай в нарушение части 1 статьи 14 Закона о торговле.

Арбитражный суд Республики Алтай в части удовлетворил исковые требования антимонопольного органа и обязал ООО «Розница К-1» возвратить арендодателю - ООО пкф «Мария-Ра» часть помещения, в котором располагается торговый зал магазина торговой сети «Мария-Ра» (решение от 25.08.2016г. по делу №А02-881/2016).

ООО «Розница К-1» (торговая сеть «Мария Ра») обжаловало решение Арбитражного суда Республики Алтай в Седьмом арбитражном апелляционном суде. Апелляционная инстанция оставила решение Арбитражного суда Республики Алтай без изменения, жалобу ООО «Розница К-1» без удовлетворения (постановление от 06.12.2016г. по делу №А02-881/2016).

19.01.2017г. Управлением от Администрации МО «Шебалинский район» получена информация о неисполнении вышеназванного решения Арбитражного суда Республики Алтай от 25.08.2016г. В связи с чем, 23.01.2017г. Управлением в порядке ч. 3 ст. 319 АПК РФ направлено в адрес Арбитражного суда Республики Алтай заявление (ходатайство) о направлении исполнительного листа для исполнения в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

0

 

Раздел 4. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В отчетном периоде в адрес Алтайского республиканского УФАС России жалоб в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 181 Закона «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве) не поступало.