Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай за 2016 г.

Категория отчета: Статистика и отчеты

Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай за 2016 г.

1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай проведен во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016г. № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.

Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем влияющих на развитие конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Исходная информация представлена администрацией МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай, хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном товарном рынке.

2. Временной интервал исследования

Временным интервалом исследования рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является 2016 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов отнесены к 38 классу. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбора опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категорий.

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок. При этом данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

4. Географические границы товарного рынка

Географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг являются административные границы МО «Город Горно-Алтайск» (административный центр Республики Алтай). На территории Республики Алтай отсутствуют города с населением более 100 тысяч жителей.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в определенных географических границах в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Информация о составе хозяйствующих субъектов предоставлена по форме согласно Приложению №1.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Расчет общего объема товарного рынка осуществляется на основании объема по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в натуральных показателях (куб. м.) и в стоимостных показателях (цена услуги).

Информация предоставлена по формам согласно Приложениям №№ 2,3.

По результатам исследования на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за 2016 г. было выявлено следующее.

Общий объем оказанных услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 г. в МО «Город Горно-Алтайск» составил <…> куб.м.

Деятельность на данном товарном рынке в МО «Город Горно-Алтайск» осуществляло 6 хозяйствующих субъектов.

В географических границах МО «Город Горно-Алтайск» наибольшую долю по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 г. имело ООО «СибСпецСервис». Доля данного хозяйствующего субъекта не превышает 50% от общего объема товарного рынка в натуральном выражении и не превышает 50% от общего объема товарного рынка в стоимостном выражении.

Доли остальных хозяйствующих субъектов: МУП «Майма», ООО «Горно-Алтайск Уют», ИП Галкин В.М., ООО «Эко-Город», АУ РА «Автобаза «Медавтотранс» - не превышают 50% от общего объема товарного рынка в натуральном выражении, и от общего объема товарного рынка в стоимостном выражении.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Коэффициент рыночной концентрации (CR3) рассчитывался для 3–х крупных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке на территории МО «Город Горно-Алтайск»; определен индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) исходя из данных по Приложению №3.

По результатам расчета, коэффициент рыночной концентрации CR3 в натуральном выражении составляет 77,84%; индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) в натуральном выражении составляет 2293.

Коэффициент рыночной концентрации CR3 в стоимостном выражении составляет 77,39 %; индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) в натуральном выражении составляет 2326.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

В МО «Город Горно-Алтайск» для потенциальных участников рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов экономическими ограничениями являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ, так как необходимы затраты на приобретение, обслуживание специальной транспортной техники; имеется ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке.

Административным ограничением является лицензирование отдельных видов деятельности, экологические ограничения. 

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что барьеры входа на рассматриваемый рынок являются высокими, но преодолимы, так как затраты на преодоление барьеров входа на рынок экономически оправдываются получением прибыли, которую получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов  за 2016г. на территориях МО «Город Горно-Алтайск» относится к рынку с высоким уровнем рыночной концентрации и неразвитой конкуренцией, с преодолимыми административными и экономическими барьерами.

10. Выводы и предложения

1. Временным интервалом исследования рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов  является 2016г.

2. Продуктовыми границами является услуга по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

3. Географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов определены административными границами МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай.

4. Деятельность на рынке по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Горно-Алтайск» в 2016г. осуществляло 6 хозяйствующих субъектов.

5. Анализ рынка показал, что рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016г. характеризовался высоким уровнем рыночной концентрации и неразвитой конкуренцией со следующими показателями.

       в натуральном выражении:

                                        70< СR-3 = 77,84 < 100%

                                        2000< HHI = 2293 < 10000

В стоимостном выражении:

                                         70< СR-3 = 77,39 < 100%

                                         2000< HHI = 2326< 10000

6. В географических границах МО «Город Горно-Алтайск» наибольшую долю по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 г. имело ООО «СибСпецСервис».

7. Барьеры по входу на товарный рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для потенциальных конкурентов являются высокими, но преодолимыми.

8. В связи с тем, что рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Горно-Алтайск» определен как высококонцентрированный рынок с неразвитой конкуренцией, необходим контроль со стороны антимонопольных органов и меры по развитию конкуренции.

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы                                       А.В. Кыйгасов