ЗАПОВЕДИ ДЛЯ БИЗНЕСА: НЕ УКРАДИ, НЕ ДИСКРИМИНИРУЙ, НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙ…

 

В числе мероприятий, запланированных в рамках визита в Республику Алтай руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, состоявшегося на прошлой неделе, были встреча с представителями малого и среднего бизнеса, семинар по применению антимонопольного законодательства, организованный совместно с Международным союзом юристов, и пресс-конференция для журналистов республиканских и федеральных средств массовой информации.

Встречу с предпринимательским сообществом предваряли доклады первого заместителя Председателя Правительства РА Юрия Антарадонова, представившего общую информацию о республике, министра экономического развития и инвестиций РА Александра Алчубаева, рассказавшего о социально-экономическом положении в регионе, и министра туризма и предпринимательства РА Евгения Ларина, поведавшего о ситуации с развитием малого и среднего бизнеса. Игорь Артемьев в свою очередь, поделившись впечатлениями от природных красот, увиденных в нашей республике, высказал благодарность руководству региона за помощь в организации мероприятий и рассказал о принципах работы Федеральной антимонопольной службы: «Когда говорят об антимонопольном регулировании, чаще всего в массовом сознании возникает мысль о монополиях. …На самом деле вопрос гораздо шире, а антимонопольное законодательство включает такое понятие, как недобросовестная конкуренция, и целый ряд запрещенных практик, как, например, ценовой сговор. …Если говорить о том, что же такое антимонопольное регулирование – и не только в России – по сути, это Библия для бизнеса. …Не укради, не дискриминируй, не злоупотребляй – это и есть изначальный этический кодекс нормального бизнеса. …Государство вынуждено силой подталкивать бизнесменов к движению в правильном направлении. …Его роль заключается в том, чтобы заставить всех вести себя добропорядочно. В этом суть антимонопольного регулирования. …Без этих принципов мы постоянно будем возвращаться в «точку ноль», возрождая ужасные практики, которые были в девяностых годах, а вместе с ними – и соответствующие социальные последствия». При этом Игорь Юрьевич пояснил: ФАС занимается не только непосредственно антимонопольным регулированием, но и контролем соблюдения Закона о рекламе, исполнения торгового законодательства в его антимонопольной части, Водного, Лесного и Земельного кодексов в вопросах, связанных с антимонопольными темами, контролем государственных и муниципальных закупок и даже контролем инвестиций в стратегические отрасли. Цель всей этой системы, которую итальянцы в свое время назвали экономической прокуратурой, – наладить экономику и обеспечить нормальную ее работу. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба имеет право контролировать исполнение антимонопольного законодательства в отношении всех и всеми органами власти, включая законодательные органы субъектов РФ. За последние годы, по словам руководителя ФАС, почти не осталось министерств и ведомств федерального уровня, где не были бы привлечены к ответственности высокопоставленные чиновники, вообще же к настоящему времени антимонопольной службой рассмотрено 5763 дела в отношении представителей органов власти. В числе приоритетов Игорь Артемьев выделил борьбу с картелями (в частности, предотвращение ценовых сговоров в отношении социально-значимых товаров и услуг), формирование которых прослеживается практически во всех отраслях экономики, от фармацевтики до ЖКХ, включая рынок нефтепродуктов и прочие социально-значимые сферы. Долгое время российские предприниматели вообще считали ценовые сговоры едва ли не нормальной практикой, страдали же от этого (и зачастую до сих пор страдают) потребители. Расследование картельной деятельности принимает международный характер: не так давно ФАС России подписала соглашение с Европейской комиссией, есть соответствующие договоры с американскими регуляторами, прямые соглашения – с антимонопольными службами более чем сорока стран.

Впервые антимонопольный закон в современной России был принят в 1991 году, потом (в 2006-м, 2009-м и 2011-м годах) последовал ряд нормативных актов, и сейчас наша страна входит в число сорока государств, антимонопольные законодательства которых признаны наиболее гармонизированными и действенными в плане защиты конкуренции. Сама ФАС, к слову, в рейтинге соответствующих служб занимает 17-е место из 140, однако Игорь Юрьевич попросил не путать нормативный документ и систему защиты конкуренции с той реальной «конкуренцией», которая сложилась в России на сегодняшний день.

В качестве одного из примеров работы ведомства руководитель ФАС привел деятельность в отношении нефтяных компаний. Очень долго эти предприятия, обеспечивающие за счет налогов до 45% российского бюджета, считали себя неприкасаемыми и в течение 15 лет продавали бензин на 15% дороже его стоимости в мире, предоставляя себе вполне неплохие «премиальные». После двухлетних расследований специалистам ФАС удалось доказать в суде, что цены завышались, и компании-нарушители, такие, как ТНК BP, Лукойл, Роснефть, Газпромнефть, вынуждены были заплатить порядка 20 миллиардов рублей штрафов. Лишь когда нависла угроза уплаты штрафов, исчисляемых миллиардами долларов (не четыре, а 15% от оборота), и компании поняли, что решения ФАС поддерживаются государством и судами, они стали применять общепринятую формулу для расчета цен. Цена российского бензина, разумеется, по-прежнему зависит от мировых колебаний цен на нефтепродукты, но от необходимости доплачивать 15% «на хулиганскую премию» компаниям-монополистам потребитель теперь избавлен – в договорах появились правильные формулы. Кроме того, они стали по-другому вести себя по отношению к мелким предприятиям, занимающимся сбытом нефтепродуктов, записывая в отношении с потребителем правила недискриминационного доступа.

К сожалению, встреча была достаточно коротка по времени (на самом деле было очень интересно послушать про антимонопольное законодательство, о котором мы так мало знаем, и о работе службы, к которой многие привыкли относиться предвзято), тем не менее, представители бизнеса успели задать нес-колько вопросов. Диалог с ними строился в основном вокруг таких тем, как система государственных заказов, закупок и продаж, тарифное регулирование, позиции малого и крупного бизнеса при проведении торгов и аукционов, выделение и продление аренды земельных участков для предпринимательской деятельности, снижение административных барьеров.

На семинаре «Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда РА по делам, связанным с применением антимонопольного законодательства», организованном совместно с Международным союзом судей, разговор касался вопросов взаимодействия с Арбитражным судом и правоприменительной практики, связанной со сферой деятельности антимонопольной службы. В нем также приняли участие заместитель председателя Высшего арбитражного суда России Татьяна Андреева и заместитель председателя Международного союза юристов Людмила Носова.

В перерыве между сессиями семинара Игорь Артемьев встретился с журналистами. «Это люди (имеются в виду арбитражные судьи – Прим. ред.), которые определяют антимонопольную политику в стране и имеют право не просто высказывать свое мнение в рамках антимонопольных процессов – с учетом того, что все наши решения подлежат судебной проверке, окончательное слово остается за судьями. …В рамках таких научно-практических семинаров удается рассказать о проблемах, которые мы видим, хотя наши пожелания носят исключительно рекомендательный характер. …Это очень высокопрофессиональное сообщество. То, что происходит на вашей земле, дорогого стоит», – подвел он итог первой части семинара, начиная разговор с представителями СМИ, а затем обозначил плюсы и минусы российской действительности в отношении конкуренции и с точки зрения антимонопольной политики. Несмотря на современное законодательство и 17-е место российской антимонопольной службы в мировом рейтинге, а также количество раскрытых дел, касающихся монополизации рынка и коррупции в области роуминга, нефтепродуктов, фармацевтики и других сфер, никакой нормальной конкуренции, по словам руководителя ФАС, в нашей стране нет. Исключительно высок уровень монополизации, государственные служащие по-прежнему принимают нормативные акты, ограничивающие конкуренцию, а система раздачи государственных преференций и вовсе антиконкурентна. «Впереди длинный и тяжелый путь. …Либо мы будем по-прежнему сильно монополизированной страной, государством с отсталой сырьевой экономикой, а это большая угроза провалиться в третий мир и оказаться далеко от магистральных путей развития цивилизации, – констатировал Артемьев. – Либо мы станем современной страной, а конкуренция – это путь к современности. Она всегда увеличивает производительность труда, приводит к появлению инноваций и полезна для потребителя, как с точки зрения качества, так и в отношении цены продукта».

Представители СМИ задавали вопросы, касающиеся политики ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов, работы муниципальных и государственных предприятий в сфере ЖКХ, деятельности общественных советов при ФАС, мнения федерального чиновника относительно экономических преимуществ и потерь от вступления России в ВТО. Нес-колько вопросов касались ситуации, складывающейся в российских аэропортах и авиакомпаниях (вполне объяснимо, учитывая, что аэропорт «Горно-Алтайск» после реконструкции работает менее года, а каждое из немногих имеющихся направлений обслуживает единственная компания). По поводу регулирования цен на авиаперевозки Игорь Артемьев пояснил: «Это большой и комплексный вопрос. …Надо начинать с формирования тарифов на навигационные услуги, аэропортовое обслуживание.
Играет роль сильная монополизация, иногда – совершенно странные действия тарифных органов и многое другое, но ключ к решению проблемы – в развитии конкуренции». Если бы конъюнктура позволяла по каждому направлению летать двум-трем компаниям, цены бы существенно снизились (по статистике, приход второй авиакомпании дает снижение цен до 17%, третьей – до 25%). Но на сегодняшний день слишком сильны желания монополий удержать свои позиции и очень высока коррумпированность в этой сфере. Кроме того, с начала 90-х годов Россия потеряла более девятисот малых и средних аэропортов, и преодоление расстояний внутри регионов – огромная проблема. Навигационные и прочие сборы таковы, что платить их могут только гигантские аэропорты с многомиллионным пассажирским потоком. При этом решение задачи видится довольно простым: необходимо решение Минтранса об установлении разного размера сборов для больших, средних и малых аэропортов. В результате «оживут» малые аэродромы, повысится налогооблагаемая база. Однако этого не происходит. Федеральная антимонопольная служба, по словам Игоря Юрьевича, направила ряд соответствующих писем новому министру транспорта РФ и постоянно озвучивает эту проблему на уровне Правительства России. Пока результатов нет, но работа в этом направлении будет продолжаться.

Также он напомнил о существовавшей некоторое время назад проблеме наличия во всех аэропортах единственного топливно-заправочного комплекса. Ценой больших усилий ФАС удалось «пробить» принятие постановления Правительства РФ о возможности привлечения к ответственности монополистов и установлении альтернативных ТЗК – сегодня они строятся во всех крупнейших аэропортах, и цены на топливо при этом снижаются порой на 30%.

Галина Крылова