Реклама под надзором

Реклама играет важную роль в нашей жизни. Активно действуя на наше сознание, пропагандируя преимущества того или иного товара, реклама оказывает значительное влияние (как положительное, так и отрицательное) на формирование потребителей в целом: образа жизни, стиля и уровня потребления, моды. В то же время при развитом ассортименте реклама служит той самой путеводной нитью, позволяющей потребителю ориентироваться в значительной массе товаров.

В настоящее время, государство, предоставляя хозяйствующим субъектам определенную свободу предпринимательской деятельности, не может отдаляться от правового регулирования рекламного рынка, поскольку это чревато серьезными негативными последствиями как для рыночных отношений, так и для общества в целом. Реклама является мощным подлежащим контролю механизмом воздействия на потребителя.

Среди всех правовых источников, направленных на регулирование рекламной деятельности, центральное место занимает Федеральный  закон  от  13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе). Данный закон содержит ряд требований, предъявляемых к содержанию, а так же условиям и порядку распространения рекламы на территории России. К достоинствам данного закона следует отнести его краткость, конкретность и ясность формулировок.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Надзор осуществляется путем предупреждения, выявления и пресечения нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, а так же возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Анализируя результаты деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай следует отметить, что по результатам работы за первое полугодие 2011 года управлением было возбуждено 23 дела по признакам нарушения рекламного законодательства (что более чем в 3,5 раза превышает показатели за аналогичный период прошлого года), итогом которых явилось принятие 22 решений о признании рекламы ненадлежащей и выдано 18 предписаний о прекращении нарушений рекламного законодательства. Большая часть рассмотренных дел была связана с распространением ненадлежащей рекламы финансовых услуг (58,3%).

Суть наибольшего количества выявленных нарушений сводилась к распространению рекламы финансовых услуг без указания в её содержании наименования или имени лица, оказывающего эти услуги, что противоречит требованиям части 1 статьи 28  Закона «О рекламе».

Указанная норма права была принята в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемой услуге, а так же гарантии соблюдения его права на информацию.

На практике в большинстве случаев данные нарушения были выражены следующим образом: предприниматель или организация, приняв решение о создании, производстве и распространении рекламы реализуемого товара, предоставляемой услуги совершенно не задумываясь о таком незначительном, на их взгляд, аспекте, как установленные законом требования к рекламе, при изготовлении рекламы или заключении договора на её изготовление с рекламопроизводителем, указывают в информационном содержании предложение «кредит». При этом под «кредитом» зачастую имеют ввиду не финансовую услугу, предоставляемую банком или иной кредитной организацией, а внутреннюю рассрочку платежа, предоставляемую самими владельцами внутри магазина (в основном это индивидуальные предприниматели, занимающиеся продажей одежды и обуви), что является дополнительным основанием для признания указанной рекламы ненадлежащей.

За нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя, то есть негативные юридические последствия наступают как для изготовителя или продавца товара, определившего объект рекламирования или содержание рекламы, так и лица, осуществляющего распространение рекламы. В отдельных случаях предусмотрена ответственность производителя рекламы.

Говоря о размере штрафных санкций, следует отметить, что частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, такое, казалось бы, незначительное нарушение может повлечь за собой серьезные финансовые потери для хозяйствующего субъекта.

Другой тенденцией, характерной как для Республики Алтай, так и для  России в целом является увеличение количества случаев размещения ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой часть существенных условий изложена мелким, нечитаемым шрифтом.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом («Беспроцентный кредит!», «Первый взнос - 0%!!!» и так далее), а менее привлекательной – способом, затрудняющим её восприятие, так же свидетельствует о недобросовестности такой рекламы. С целью устранения данной проблемы в настоящее время разработан законопроект, который должен быть принят в ближайшее время, направленный на установление запрета использования мелкого или нечитаемого шрифта при указании в содержании рекламы существенных условий рекламируемых финансовых услуг.

К другим, наиболее распространенным для нашего региона нарушениям рекламного законодательства следует отнести нарушения, связанные с распространением рекламы пива (16,7%), лекарственных средств, медицинской техники и медицинских услуг  (8,3%), а так же биологически активных добавок (4,2%).

Подводя итог, УФАС по РА еще раз напоминает, что принимая решение о столь важном элементе успешного ведения бизнеса как производство или распространение рекламы деятельности своей организации или реализуемого ею товара, индивидуальные предприниматели и юридические лица  должны знать о нормах рекламного законодательства Российской Федерации, включающих обязательные требования, предъявляемые к содержанию, а так же условиям и порядку распространения рекламы с целью избежания целого ряда негативных административных последствий.