Антиконкурентным соглашениям поставлен заслон

 

На прошлой неделе в Горно-Алтайске состоялась пресс-конференция руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Натальи Елбаевой

 Как известно, 5 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «третий антимонопольный пакет» законов. В связи с этим журналисты республиканских и муниципальных СМИ задали ряд вопросов Наталье ЕЛБАЕВОЙ.

- Наталья Абуевна, какие основные изменения были внесены в антимонопольное законодательство?

- «Третий антимонопольный пакет» включает в себя изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс Российской Федерации и ряд других нормативных актов. Основные изменения направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены, уточнены процедуры антимонопольного контроля.

- Какие изменения внесены в статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции»?

 Напомню: статья 10 называется «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением». В нее добавлено дополнительное запрещающее действие манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности). «Третий антимонопольный пакет» дает право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Управление возбуждает большое количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке, из них половина — это отказ от заключения договора. При обнаружении такой ситуации УФАС сможет посылать компании предостережение о недопустимости таких действий. Дальше компания решает сама: или в течение 10 дней исправляет ситуацию, или управление может возбудить в отношении нее антимонопольное дело.

В части 3 данной статьи закреплены права Правительства Российской Федерации устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

- Изменились ли требования к согласованным действиям?

- Впервые в законодательстве появится определение «картеля», под которым будет пониматься незаконное соглашение между конкурентами на рынке. Мы говорим о том, что установлено соглашение конкурентов, которое приводит к четырем основным последствиям, связанным с установлением цены путем заключения соглашений, либо цена может быть установлена на торгах. Во-вторых, речь идет о разделе товарного рынка по территориальному принципу. Одни говорят: я буду торговать здесь, а ты - там. Мы друг другу не мешаем и становимся полными монополистами. В-третьих, имеем ввиду бойкот, когда происходит отказ от заключения договоров с определенными покупателями. К кому бы ты ни обратился, тебе все откажут. Согласитесь, очень опасная тенденция. В-четвертых, подразумевается сокращение либо прекращение производства товара, когда все договариваются и спад приводит к появлению ажиотажного спроса. Цена летит вверх, и рынок ожидают серьезные последствия.

- Наталья Абуевна, как поправки отразятся на санкциях, предусмотренных за нарушение антимонопольного законодательства?

- «Третий антимонопольный пакет» законов, разработанный ФАС России, не смягчает, не ужесточает нормы законодательства, а уточняет их, это позволит оперативно устранять нарушения на рынке. Появление в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) смягчающих и отягчающих обстоятельств, при назначении штрафа управление будет пользоваться простой математикой: за установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1 до 15 процентов оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств - штраф будет уменьшаться на 1/8, при наличии отягчающих обстоятельств - увеличиться на 1/8.

- Какие изменения коснулись в части признания монопольно высокой цены?

-Законодатель внес уточнение критериев монопольно высокой цены. В статью 6 «монопольно высокая цена товара» добавлены дополнительные части, в которых определены случаи исключения понятия монопольно высокой цены.

- На ваш взгляд, какое самое важное изменение должны знать участники правоотношений?

-Понятие хозяйствующий субъект дополнено фразой «иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации». Следовательно, круг действий антимонопольной службы становится шире.

- Возникли ли какие-то изменения при осуществлении контроля за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд?

- Да. В статью 17 Закона о защите конкуренции были внесены изменения. Раньше в рамках антимонопольного законодательства ФАС осуществляла контроль только при проведении торгов в форме конкурсов или аукционов. Теперь под контроль антимонопольного органа попадает размещение заказа в форме запроса котировок. Необходимо отметить, что в новой редакции Закона о защите конкуренции появился регламентированный порядок подачи жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Его не стоит путать с той процедурой обжалования действий заказчиков, конкурсной, аукционной комиссии, операторов электронных площадок, предусмотренной Федеральным законом № 94-ФЗ о размещении заказов на поставки товаров.

Это отдельная процедура, предусматривающая обращение лиц за защитой своих нарушенных прав в случае несогласия с результатами торгов на право заключения договоров аренды имущества, приватизации.

- Изменения в законодательстве предусматривают порядок заключения договоров органами власти и субъектами естественных монополий с финансовыми (страховыми) организациями?

- Несомненно. В данной сфере произошли изменения. В последнее время на территории Российской Федерации сложилась судебная практика, согласно которой органы власти и субъекты естественных монополий вправе были заключать договоры с финансовыми (страховыми) организациями без проведения открытых конкурсов или аукционов, если сумма договора не превышала 100 тысяч рублей. С введением в действие «третьего антимонопольного пакета» органы власти по-прежнему будут обязаны проводить конкурсы и аукционы для заключения договоров открытия банковского счета, договоров страхования, не зависимо от суммы таких договоров. Для субъектов естественных монополий такая обязанность отсутствует. Таким образом, органы власти вправе заключать договоры с финансовыми (страховыми) организациями без проведения процедуры торгов до вступления в силу измененной статьи 18 Закона о защите конкуренции, то есть до шестого января 2012 года.

-Наталья Абуевна, какие существенные изменения внесены в части осуществления антимонопольным органом проверок?

- Прежде всего, у антимонопольной службы появились новые основания для проведения проверок. Это поручения Президента Российской Федерации и Правительства РФ, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, в новой редакции Закона о защите конкуренции введен институт предостережения. Так, в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган может направить хозяйствующему субъекту предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. В случае если хозяйствующим субъектом оно не будет исполнено, то антимонопольный орган обязан будет возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении такого лица.

- В предыдущей редакции Закона о защите конкуренции отсутствовал четкий порядок подачи заявления. В настоящий момент разрешена эта проблема?

- Действительно, раньше такая проблема существовала. Теперь в статье 44 Закона о защите конкуренции детально описана процедура подачи заявления в антимонопольный орган, начиная от требований, предъявляемых к заявлению и заканчивая порядком его рассмотрения.

 Завершая встречу, Наталья Абуевна рассказала о своей преподавательской работе в ГАГУ и представила журналистам два новых учебных пособия.

Подготовил Дмитрий СОКОЛОВ.