Сговор подрывает экономику как региона, так и страны в целом

 

В этом году Алтайское  республиканское УФАС России  в 2011г.. активизировало свою деятельность по выявлению картелей. Практика выявления картелей нарабатывается управлением в течение четырех лет.  Если в 2008, 2010 г.г. управление рассматривало по 1 делу в год, в 2011г. уже возбуждено и рассмотрено 3 дела по статье 11 Закона «О конкуренции» (одно  дело  в  отношении хозяйствующих субъектов на рынке оптовой реализации хлеба и 2 дела в отношении розничных продавцов ГСМ на  локальных товарных рынках нефтепродуктов Республики Алтай). Подробнее об этом наш разговор с  руководителем  Алтайского республиканского УФАС России Н.А..

- Наталья Абуевна, расскажите  о «свежих» делах по статье 11 Закона «О  Защите конкуренции»?

- 5 мая этого года Алтайское республиканское УФАС России возбудило дело №16 в отношении трех хозяйствующих субъектов ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИПБОЮЛ <1> и ИПБОЮЛ <2>  по признакам нарушения пункта 1  части 1  статьи  11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

<1><2>

Дело возбуждено по материалам проверки  хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию  нефтепродуктов на рынке МО «Усть-Канский район», проведенной Прокуратурой Усть-Канского района по поручению Прокуратуры Республики Алтай.

Согласно представленного Прокуратурой Усть-Канского района мониторинга розничных цен на нефтепродукты за период с 18.04.2011г. по 28.04.2011г.  отмечен рост цен на  АЗС  всех  вышеуказанных хозяйствующих субъектов  на одинаковую величину, единообразно  и синхронно, а также последовательно друг за другом.

Нарушение пункта 1  части 1  статьи  11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выразилось в  том, что хозяйствующие субъекты без письменной или устной договоренности (по молчаливому сговору) путем одновременного совершения действий и повторения действий установили и поддерживали одинаковые цены на  автобензин марок А-76 и  АИ-92 на локальном рынке розничной реализации автомобильного топлива МО «Усть-Канский район». Действия каждого из  хозяйствующих субъектов по одновременному и последовательному повышению и поддержанию цен на нефтепродукты в указанные периоды являются негласной скоординированной ценовой политикой.

- Каким  образом происходило изобличение   хозяйствующих субъектов – продавцов нефтепродуктов, уличенных в сговоре?

- Комиссией  УФАС по РА были запрошены и рассмотрены  на заседании 30.05.2011г. документы, представленные  ответчиками: динамика оптовых и розничных цен  по маркам нефтепродуктов за период с   18.04.2011г. по 28.04.2011г., приказы об изменении розничных цен на ГСМ, договоры поставки и счета-фактуры на приобретение нефтепродуктов за 2011г., объемы реализации нефтепродуктов, затраты на их доставку и реализацию, а также письменные пояснения по порядку формирования розничных цен на нефтепродукты и о причинах повышения цен на них.

На заседании Комиссии ответчики пытались в основном объяснить свои действия по   синхронному,  и по последовательному повышению цен  на автобензин А-76 и АИ-92 на одинаковую величину  в указанный период  тем, что увеличение розничных цен на них обусловлено повышением поставщиками нефтепродуктов оптовых цен на  нефтепродукты  указанных марок. Однако, ни один из ответчиков не представил Комиссии убедительных доводов, экономически обосновывающих повышение розничных цен на нефтепродукты на своих АЗС   по МО «Усть-Канский район» в   период с      18.04.2011г. по 28.04.2011г.

Комиссия УФАС по РА,   рассмотрев  и  проанализировав материалы  дела,   установила, что  на рынке розничной реализации нефтепродуктов осуществляют деятельность  всего 4 хозяйствующих субъекта.

Приоритетом для Комиссии УФАС по РА  при принятии решения послужило то, что  розничные цены реализации нефтепродуктов хозяйствующих субъектов, подозреваемых в согласованных действиях, в периоды скачков цен  18.04.2011г. - 28.04.2011г. были установлены хозсубъектами одинаковыми с точностью до копейки, что при различных условиях и формах ведения хозяйственной деятельности,  формирования розничных цен реализации, наличия разных поставщиков нефтепродуктов   не может быть простым  или случайным совпадением. 

Совершая согласованные действия по повышению розничных цен  на нефтепродукты,  хозяйствующие субъекты ограничили состязательность  в установлении розничных цен  и создали положение,  при котором  каждому из  них было невозможно односторонне воздействовать на общие условия  обращения  нефтепродуктов на локальном  рынке розничной реализации нефтепродуктов в границах МО «Усть-Канский район».

Представители ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИПБОЮЛ <1> и  ИПБОЮЛ <2> 30.05.2011г. были признаны Комиссией УФАС по РА нарушившими  пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на нефтепродукты  А76, АИ 92 на  рынке розничной реализации нефтепродуктов в географических границах МО «Усть-Канский район» в период с 18.04.2011г. по 28.04.2011г. и им выдано предписание о прекращения ограничивающих конкуренцию согласованных действий  и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции.  Предписания в настоящее время находятся в стадии исполнения.

<1><2>

 - Какие наказания понесут правонарушители, передавались ли дела в правоохранительные органы  для возбуждения уголовных дел?

- В отношении  должностных лиц хозяйствующих субъектов ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», ИПБОЮЛ <1> и ИПБОЮЛ <2>. уличенных в сговоре на рынке розничной реализации нефтепродуктов МО «Усть-Канский район»  управлением возбуждены  дела об  административном правонарушении  по части 1   ст. 14.32 КоАП  РФ. Практика  передачи материалов дел по статье 11 для возбуждения уголовных дел в управлении отсутствует.

- Как происходит взаимодействие территориального управления с МВД и прокуратурой при выявлении картелей. Проводились ли совместные проверки и другие мероприятия?

- Алтайское республиканское УФАС России при  выявлении картелей  активно взаимодействует  с МВД Республики Алтай и органами  прокуратуры,   в том числе по контролю на рынках продуктов питания и нефтепродуктов.  Порядок взаимодействия рассматривается  на совместных рабочих совещаниях. Сотрудники МВД Республики Алтай принимают участие в большинстве выездных проверок по статье 11 Закона «О защите конкуренции». Особую поддержку получило управление от Прокуратуры Республики Алтай в апреле 2011г. 

 На внеочередном заседании Межведомственной рабочей  группы по противодействию  преступлений в сфере экономики 27.04.2011г в Прокуратуре Республики Алтай я  выступила с докладом о сложившейся ситуации  с уровнем цен на  рынках нефтепродуктов в Республике Алтай  и  предложила  проект  плана  по проведению совместных мероприятий с органами прокуратуры Республики Алтай по предотвращению роста цен на нефтепродукты и предупреждению  их  дефицита  в  регионе, порядку проведения проверок  хозяйствующих субъектов Республики Алтай, осуществляющих реализацию нефтепродуктов в городе и районах  республики.

По   итогам  проведенного рабочего совещания было принято решение, согласно которому Прокуратурой Республики Алтай    незамедлительно было направлено   поручение районным прокуратурам о проведении проверок  в течение  одного дня всех розничных продавцов  нефтепродуктов Республики Алтай с  истребованием информации и документов по обоснованию роста розничных цен  на нефтепродукты и представлением полученной информации в  УФАС по РА. Данное поручение было исполнено в срок  и  принесло свои ощутимые результаты – в  двух   районах Республики Алтай (МО «Усть-Канский район» и МО «Кош-Агачский район» были выявлены признаки нарушения статьи 11  Закона « О защите конкуренции» на рынках нефтепродуктов.

 - На ваш взгляд, почему сговор конкурентов является серьезнейшим нарушением Закона «О защите конкуренции»?

- Совершая согласованные действия  на каком-либо рынке  хозяйствующие субъекты отказываются от самостоятельной политики, тем самым   ограничивается количество игроков и конкуренция между ними. Регулятивные функции в их отношениях должны осуществлять рыночные механизмы, главный из которых – конкуренция, ценовая состязательность,     как элемент эффективного функционирования экономики.

- Как сговоры подрывают экономику  вашего региона и страны в целом и как отражаются на гражданах?

- Сговор конкурентов отрицательно влияет на результаты экономических процессов, поскольку рыночные отношения обязательно предполагают существование конкуренции между независимыми хозяйствующими субъектами.

В Республике Алтай наиболее злободневной является проблема  выявления картелей на   социально-значимых рынках  розничной  реализации нефтепродуктов. Общеизвестно, что рост розничных цен на основные марки нефтепродуктов раскручивает инфляционные процессы в экономике, приводит к  спаду производства в смежных отраслях, неизбежно отражается на росте цен других товаров и  услуг.

В регионе локальные рынки розничной реализации нефтепродуктов   являются высококонцентрированными  и   крупные игроки рынка осознанно идут на нарушения Закона «О защите конкуренции»,  стремятся получить необоснованную прибыль за счет потребителей. У нас нет  нефтеперерабатывающих заводов, отсутствует железная дорога, все нефтепродукты доставляются  автомобильным транспортом из других регионов Российской Федерации. В малых субъектах, каким является Республика Алтай,  согласованные действия розничных продавцов на монополизированном рынке нефтепродуктов, наносят ощутимый вред конкурентным отношениям и материальный ущерб потребителям, поэтому особенно важен антимонопольный контроль в целях  пресечения антиконкурентной ценовой политики таких компаний.