Полномочия разграничены

 

26 декабря 2009 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - Постановление N 1009). Этим документом разграничены полномочия между Минздравсоцразвития - Роспотребнадзором и Минсельхозом - Россельхознадзором по нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

Постановлением N 1009 четко регламентированы объекты ветеринарного надзора со стороны Минсельхоза и Россельхознадзора в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организации такого контроля. Согласно Постановлению N 1009 в данной сфере Минсельхоз и Россельхознадзор уполномочены осуществлять нормативно-правовое регулирование и организовать контроль по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении:

- во-первых, продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке, в том числе: мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, продуктов их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молока сырого, сливок сырых, продукции пчеловодства, яиц и яйцепродуктов, а также пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для реализации на розничных рынках;

- во-вторых, деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, перечисленной выше;

- в-третьих, условий утилизации некачественной, опасной для человека продукции животного происхождения, перечисленной выше (в том числе условий ее использования на корм животных), или ее уничтожения.

Исходя из Постановления N 1009 Минздравсоцразвития и Роспотребнадзор осуществляют нормативно-правовое регулирование по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к пищевым продуктам, продовольственному сырью, а также к контактирующим с ними материалам и изделиям (требований к безопасности) в целях защиты жизни и здоровья человека, в том числе по вопросам:

- обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при их изготовлении, хранении, перевозке и реализации;

- обеспечения безопасности для здоровья человека услуг, оказываемых в сфере общественного питания, включая соблюдение санитарных правил и норм при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, а также в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;

- утилизации или уничтожения некачественных, опасных для человека пищевых продуктов;

- организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений), связанных с употреблением населением пищевых продуктов;

- соответствия упаковки, маркировки и информации о пищевых продуктах, реализуемых в розничной торговле, требованиям, установленным нормативными документами;

- соблюдения правил продажи продовольственных товаров в части, касающейся обеспечения их качества и безопасности;

- соблюдения гигиенических требований при использовании пестицидов и агрохимикатов при производстве продовольственного сырья.

Исходя из изложенного,  к объектам ветеринарного надзора не относятся продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, а также пищевые продукты животного происхождения промышленного изготовления.

Таким образом, отсутствует необходимость оформления ветеринарных сопроводительных документов на сырье животного происхождения и пищевые продукты, обработанные и произведенные на предприятии пищевой промышленности, например на фарш, пельмени, котлеты, и, как следствие, необходимость заключать навязываемые ветеринарными службами договоры на оформление соответствующих документов.

Принятие Постановления N 1009 - первый шаг по пути к отмене излишнего ветеринарного надзора за продукцией промышленной выработки.

Федеральной антимонопольной службой  и рядом ее территориальных органов государственные  учреждения ветеринарии в течение  2010-2011г.г. были признаны  нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (а именно, требований обязательного наличия ветеринарных сопроводительных документов на реализуемую партию продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке), в результате чего были созданы необоснованные препятствия осуществления деятельности хозяйствующих субъектов, реализующих данную продукцию.

Обращаясь к хозяйствующим субъектам Республики Алтай и других регионов напоминаем, что им следует обращаться в Алтайское республиканское УФАС России за защитой своих  прав в случаях, если со стороны госветучреждений осуществляются следующие противозаконные контрольные  функции за продукцией животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке,  а именно:

- проведение госветучреждениями контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих указанную продукцию;

- предъявление к хозяйствующим субъектам  требований об обязательном наличии ветеринарных сопроводительных документов по форме № 2 и № 4 на реализуемую партию продукции;

- применение административных санкций в отношении хозяйствующих субъектов, в связи с отсутствием у них ветеринарных сопроводительных документов на реализуемую партию продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке.