Вывоз жидких бытовых отходов должен распределяться равномерно

«Водоканал» как монополист не создает перевозчикам равных условий, считает группа предпринимателей

Как известно, в нашм городе  все жидкие бытовые отходы перерабатываются очистными сооружениями ОАО «Водоканал», емкости которого находятся в районе так называемой объездной дороги между городом и Маймой. Но если центральную часть города обеспечивает централизованная канализационная система, то районы улиц Кучияк, Ленина (от музея в сторону Водоканала и Кызыл-Озека), а также улицы, расположенные за Кирзаводом в сторону Маймы и полностью вся Майма находятся на принудительном выгребе, то есть всем жилым домам и социальным объектам требуется откачка канализации.

Откачкой у нас занимается целый ряд предпринимателей, на данный момент их более 20, которые обслуживают как частный сектор, так и социальные объекты. Как и любая другая услуга, она имет свой тариф и сложившуюся систему работы.Но, как выясняется, в этом бизнесе не все просто, и главной загвоздкой является то, что городское предприятие «Водоканал» является монополистом на прием и переработку ЖБО: оно имеет ограниченные возможности по очистке и переработке сточных вод, им же составляется график приема ЖБО от разных перевозчиков. А поскольку это зона бизнеса, где, как и везде, имеется конкуренция, то важным моментом является принцип равноправия по отношению ко всем участникам данного сектор рынка услуг.


Однако примерно три года назад между группой предпринимателей и руководством ОАО «Водоканал» возник конфликт из-за того, кому предоставляется самое удобное время слива ЖБО. Пропускная способность очистных сооружений 100-120 кубов в час, и их работа с недавнего времени осуществляется по графику. В графике три смены: с 9 до 15 часов (время, наиболее удобное для работы машин, оно наиболее востребовано); вторая смена с 15 до 17 часов и третья – с 17 до 9 часов утра, естественно, самая неудобная. Ежеквартально руководством «Водоканала» составляется график, какие предприниматели в какую смену и в каких объемах привозят ЖБО.
И вот к этому графику у значительной части предпринимателей как раз имеются большие вопросы. Например, по графику, утвержденному с 1 апреля по 30 июня 2016 года, «АлтайКомСерсис» имеет право в первую смену привезти 110 кубометров, ООО «Горно-Алтайск УЮТ» - 120 кубометров, ФКУ ИК-1 – тоже 120 - и это составляет 100, а то и 120 процентов от тех объемов, которые они вообще вывозят в день. А некоторым столько и не нужно, потому что они вывозят гораздо меньше.


А вот для ИП Завалина, Кучуганов, Никулин, Касьянов, Овчинников, Горемыкин, Некрашевич, Опенышев в график первой смены включены лишь 5-10 процентов от общего объема их работы за день.


«Водоканал» это оправдывает тем, что первая группа вывозит с утра ЖБО с социальных объектов, но здесь есть определенное лукавство, стоит только хорошенько разобраться», - говорят предприниматели.
После безуспешных попыток достучаться до руководства «Водоканала» они направили коллективные письма в Антимонопольный комитет РА и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РА Леониду Ефимову за десятью подписями. В них ставятся совершенно конкретные вопросы, на которые люди хотят получить конкретные ответы.
По какому принципу и на основании каких документов производится распределение объемов в графике между перевозчиками? Почему приоритет отдается многоквартирным домам, ведь жители частного сектора имеют такое же право на вывоз в дневное время (тем более что с многоквартирными домами удобнее работать, так как там больше объемы и можно это делать в любое время, не тревожа жильцов дома). Вообще, в какой из статей антимонопольного законодательства РФ или каком другом нормативно-правовом акте указано, что перевозчики многоквартирных домов и социальных объектов имеют преимущество перед перевозчиками частного сектора? Почему приоритет отдается определенным предпринимателям, причем эта тенденция существует уже несколько лет?

Предприниматели выдвигают совершенно справедливое требование создать им равные условия для ведения данного бизнеса, а значит, в процентом соотношении распределять объемы равномерно, на общих основаниях, чтобы у каждого была возможность часть работы выполнять в удобное время.

«Так как объемы конкретного перевозчика не являются государственной и коммерческой тайной, просим приложением к графику утвердить среднемесячные объемы всех перевозчиков для создания всем равных условий», - написано в коллективном письме.

Но главным требованием группы предпринимателей является то, чтобы 50 процентов объемов, которые могут принять очистные сооружения в первую смену, вывозились с объектов социальной сферы, а 50 процентов – из частного сектора. «В результате политики «Водоканала» многие из нас не могут расширять свою сферу бизнеса, так как нет объемов в графике первой смены и нет уверенности в том, что при получении новых заказов либо заключении договоров с новыми клиентами и социальными объектами наши объемы повысятся и мы сможем выполнить свои обязательства перед заказчиками, - говорят они. - И почему нашим водителям приходится работать по прерывистому графику, в вечернее и ночное время, а у других они работают в удобное время с 9 утра до 3 дня?»


- Я считаю, что в этом вроде бы простом вопросе однозначно присутствуют коррупционная и родственная составляющие, а также злоупотребление служебным положением, - говорит предприниматель Евгений Кучуганов. - Мои неоднократные обращения в контролирующие органы (Антимонопольный комитет, прокуратуру, экологическую службу Майминского района) не принесли никакого результата, были даны стандартные отписки. Мало того, я стал замечать, что подвергаюсь давлению со стороны руководства «Водоканала» и от этого страдает мой бизнес.

Конфликт достиг такой стадии, что на городском съезде предпринимателей, который прошел 28 апреля, было озвучено обращение в адрес мэра города с просьбой помочь в решении данного вопроса.
Первому заместителю мэра города по экономике Виктору Емельянову было поручено разобраться в ситуации, и на минувшей неделе в его кабинете состоялась встреча, на которой присутствовали директор «Водоканала» Виктор Дандамаев, его заместитель Дмитрий Липунов, сотрудницы отдела экономики городской администрации, занимающиеся вопросами ЖКХ, а также предприниматели, осуществляющие откачку и вывоз ЖБО.

- Как я понимаю, предпринимателям непонятны принципы, по которым составляется график «Водоканала» и методика, по которой распределяются контракты и объемы работ, - начал встречу Виктор Емельянов. - Я дал задание нашим специалистам проверить обоснованность их претензий, проверка еще не закончена. Мы здесь собрались, чтобы стороны открыто смогли высказать свое недовольство друг другом и разобраться.

 

Точку зрения «Водоканала» озвучил Дмитрий Липунов:

- В связи с тем, что возможность приема на сливную станцию ограничена объемами очистных сооружений и согласно СНИПов, более 100 кубов в час принимать недопустимо (а желающих на первую смену гораздо больше), то мы были вынуждены отдать приоритет не какому-то конкретному перевозчику, а тем, кто обслуживает социальные объекты. К социальной сфере относятся медицинские учреждения, детские сады, школы, многоквартирные дома, исправительные учреждения. Например, как поясняет руководство колонии строгого режима, у них в 6 утра подъем и сразу канализацией начинает пользоваться более 2 000 человек. Здесь суточный объем стоков колеблется от 250 до 400 кубов в сутки, и основная часть приходится именно на утренние часы. То же самое можно сказать о больницах, школах и детских садах. Например, вывоз из тринадцатой школы осуществляет ИП Лашутин, ежемесячно это 350-400 кубов, что подтверждено талонами, и даже если утром яма пустая, если ее не вывезти до вечера, произойдет переполнение. Поэтому была определена приоритетная группа соцобъектов, и максимальный часовой лимит, который составляет 100 кубов, мы оставляем не за конкретными перевозчиками, а именно за объектами, где единовременно находится большое количество людей, пользующихся услугами канализации и водоотведения. А когда перевозчики меняются, мы лимиты перераспределяем.


Кроме того, свои услуги по социальным объектам согласно 44-му закону предприниматели разыгрывают на открытых электронных торгах, и стоимость их услуг падает в разы, поэтому многие перевозчики не желают связываться с ними. Тариф, по которому вывозится канализация частного сектора, порядка 600-700 рублей машина. Эта же машина, работающая на социальный объект, стоит в районе 300 рублей. Здесь присутствуют перевозчики, которые на сегодняшний день социального сектора не вывозят вообще. ИП Камболин не возил никогда, ИП Завалина возила длительное время, когда ею обслуживались многоквартирные дома УК «Центральная». Но пока у ИП Завалина были социальные объемы, она стояла в первую смену и ее это устраивало. За первый квартал этого года Завалина не вывезла ни одного куба с социального объекта и ее проинформировали, что если они не возобновит обслуживание социальных объектов, мы будем перераспределять лимиты ее обслуживания в первой смене на других перевозчиков. Например, появился такой перевозчик как «Спецсервис», который принял часть объектов у «Чистого города». Сейчас они просят включить их в первую смену, увеличить лимиты, а мы этого сделать не можем, потому что не можем превысить объем 100 кубов в час. На сегодняшний день есть обращение в адрес «Водоканала», где «Спецсервис» уведомляет, что с декабря перевозчками ИП Лашутин и Завалина расторгнуты некоторые договоры, в связи с чем они попросили лимиты передать им. По этому вопросу есть обращение перевозчиков в антимонопольную службу, этой службой ведется проверка, нами даны все пояснения и представлена запрошенная антимонопольным ведомством информаиця.


Наталья Завалина выступила от имени предпринимателей. Она обвинила руководство «Водоканала» в неком лукавстве и подтасовке фактов.

- Сколько раз вывозится 13-я школа? Я думаю, не чаще чем два раза в неделю. То же самое - республиканская стоматология и кожно-венерологический диспансер. В городе у нас нет ни одной ямы, кроме той, что по улице Луговая, 122, которая требовала бы неоднократного вывоза в сутки. Когда колонию возили Кучуганов и Лашутин с Гашкиным, работали они по ночам, и ничего в этом страшного не было. Вывозится соцсектор за копейки, с этим я согласна. Перевозчик сбивает цену, лишь бы попасть в график в первой смены, когда выгоднее возить. Я понимаю, что приоритет за объектами социальной сферы, но что такое приоритет? Это преимущество какое-то частичное, но не полное, на сто процентов! В то же время был такой предприниматель Ворошилов, у него никогда не было ни одного соцобъекта, но ему выделяли 18-20 кубов в первую смену, то есть больше, чем нам всем. Когда я об этом говорю, почему-то никто не слышит. Нас десять человек, мы уже ходим два месяца, но никто не реагирует и «Водоканал» игнорирует наше мнение. Почему не по одной и той же методике к каждому предпринимателю применяется и рассчитывается суточный объем? Почему нам бабушка из частного сектора заказывает машину и говорит: «Я знаю, что Гашкин возит только до пяти часов, а вы до позднего вечера, почему так?» Почему у нас водители работают по 16 часов, а они по 6 часов в день? Почему бы 1300 кубов соцобъектов не распределить на 12 часов, а не на 6 часов, пусть они возят хотя бы с 7 утра до 7 вечера, но не до трех же дня!»


Виктор Емельянов подчеркнул, что целью встречи и назначенной им проверки как раз и является стремление разобраться, как удобнее работать. «Чтобы у «Водоканала» была равномерная загрузка и у предпринимателей не было претензий. Если физическое лицо хочет заказать вывоз, вы же не можете вывозить ночью!»


Поскольку специалисты экономического отдела еще не закончили свою проверку, было решено дать им недельный срок и снова собрать всех заинтересованных лиц в кабинете заместителя мэра по экономике 26 мая. Так что мы эту тему продолжим в следующих выпусках. Надеемся, что проверка не будет носить формальный характер, что Антимонопольный комитет также со всей серьезностью отнесется к данному вопросу и всем перевозчикам будут созданы равные условия для оказания этого важного и нужного для всех горожан вида услуг.


Александра СТРОГОНОВА