ФАС предлагает привязать стоимость бензина к цене барреля нефти на внешних рынках

Российским нефтяникам сегодня предстоит доказать ФАС, что цены на бензоколонках экономически обоснованы. Крупнейшие игроки на розничном рынке топлива обсудят с представителями Федеральной антимонопольной службы ценообразование, а также порядок изменения стоимости бензина в соответствии с мировой динамикой цен на нефть.

Осенью 2008 года Федеральная антимонопольная служба признала «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКойл» и «ТНК-ВР» нарушителями антимонопольного законодательства. Обвинила в картельном сговоре и высоких ценах на бензин. И наложила штрафы до полутора миллиардов рублей. Компании попытались оспорить обвинение. Арбитражный суд Москвы рассмотрел дело «ЛУКойла» и встал на сторону антимонопольной службы. Тогда «ЛУКойл» начал повторное разбирательство. Компания «Газпром нефть» добилась отмены штрафа в суде Санкт-Петербурга. Тем временем ФАС выдвинула повторные обвинения.

С ноября 2008 года по июнь 2009 года бензин дешевел. Нефть за это время опустилась до 40 долларов, а затем поднялась до 70 долларов. Весь год цены на нефть менялись разнонаправлено. Стоимость же топлива росла без остановки четыре с половиной месяца подряд. Повторные штрафы ФАС увеличились впятеро. Теперь с «Газпром нефти» требуют более четырех с половиной миллиардов рублей. «ТНК-ВР» наказана на 4 миллиарда 200 миллионов, «ЛУКойл» – на 6 с половиной миллиардов, «Роснефть» – почти на 5 миллиардов 300 миллионов рублей.

Ограничить рост бензиновых цен пытались административными методами. В сентябре 2005 года, когда литр прибавил 20% за 9 месяцев, правительство ввело мораторий на изменение стоимости топлива. До января 2006 года цены замерли. Мораторий 2007 года – он тоже был введен в начале осени – компании нарушили. Бензин к январю 2008-го прибавил в цене около 2%.

Теперь Федеральная антимонопольная служба предлагает нефтяникам свою систему расчетов. Привязать стоимость литра топлива к цене барреля нефти на внешних рынках. Минус таможенная пошлина – в среднем в этом году она составила 271 доллар за тонну, и транспортные расходы. «Газпром нефть» и «ЛУКойл» поддержали инициативу и направили в ФАС встречные предложения с уточнениями и дополнениями. Спорным моментом оказался временной лаг – реакция российского рынка на изменения мирового. ФАС считает, что нефтяники должны менять цены на бензоколонках вслед за котировками на биржах. В компаниях говорят, что технически это невозможно.

РИК «Вести»