Ответы на вопросы, поступившие на публичных обсуждениях 15.12.2017г.

Ответы на вопросы, поступившие на  публичных обсуждениях

 

Вопрос: По какому пункту (4 или 6) необходимо заключать контракт с единственным поставщиком при оказании услуг федеральной фельдъегерской  связи?

Ответ: В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного подрядчика, исполнителя осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального  закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О почтовой связи»  в Российской Федерации действуют:

- почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

- специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

- федеральная фельдъегерская связь;

- фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Правовой статус связи устанавливается, в том числе положениями Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи», согласно которому  Федеральная фельдъегерская связь в Российской Федерации обеспечивается органами федеральной фельдъегерской связи - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, который является составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации и действует в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, а также в целях защиты государственных интересов Российской Федерации, и его территориальными органами.

Таким образом, возможно заключение государственными заказчиками контрактов с федеральной фельдъегерской связью на оказание услуг связи по приему, обработке, хранению, доставке и вручению корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, иных особых грузов органов государственной власти, судов, прокуратуры, учреждений, организаций, предприятий, воинских частей и других юридических лиц, доставке драгоценных металлов и камней от мест их добычи к местам переработки и до потребителей, изделий из драгоценных металлов и камней, ценных бумаг и банкнот по территории России без проведения торгов на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

 

Вопрос: Может ли заказчик заключать контракты с единственным поставщиком, если объект закупки включен в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016г. №471-р.

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Федерального закона.

Учитывая изложенное, в случае если товары, работы, услуги включены в вышеуказанный  перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р, такие товары, работы, услуги можно закупать не только путем проведения электронного аукциона, но и запроса котировок, запроса предложений или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

 

Вопрос: Пролонгация  договора в рамках Закона № 44-ФЗ. Можем ли продлить сроки по контракту 2017г. на 2018г.

Ответ:  Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Таким образом, договоры заключаются на определенный срок в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии  с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в  установленных данной статьей  случаях. Изменение срока исполнения контракта в данный перечень не входит.

Следовательно, Законом о контрактной системе пролонгация договоров не предусмотрена.

 

Вопрос:  Может  ли заказчик внести в проект контракта изменения после проведения электронного аукциона. Например: сократить или увеличить срок поставки.

Ответ: В соответствии  с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии  с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в  установленных данной статьей  случаях. Изменение срока исполнения контракта в данный перечень не входит.

 

Вопрос: На закупку  от какой суммы заказчик требует решение об одобрении крупной сделки. Отклоняет ли аукционная комиссия заявку, если аукцион на сумму 17 тыс. руб. и он не прикрепил данное решение.

Ответ: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Таким образом, установление заказчиком требований к содержанию второй части заявки не зависит от начальной (максимальной) цены контракта. 

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 62 ФЗ № 44-ФЗ реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, содержит решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени участника такого аукциона - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 61 ФЗ № 44-ФЗ.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. На основании результатов их рассмотрения принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией об аукционе (ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

Вопрос: Какие документы относятся к документам, указанным в п. 3 ч. 5     ст. 66 Закона о контрактной системе.

Ответ: Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.

Требования к таким документам зависят от предмета закупки. Так, например, требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении, на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе правомерно.

 

Вопрос: Порядок ведения отчета об исполнении по контракту на предоставление интернета по итогам  за определенный период (месяц, квартал). Нужно ли прикреплять платежное поручение. Какой документ нужно прикрепить.

Ответ: Согласно ч. 10 ст. 94 Закона о контрактной системе к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

К таким документам относятся:

- экспертное заключение, если заказчик привлекал экспертов, экспертные организации;

- документ о приемке результатов исполнения или иной, определенный законодательством РФ документ.

Требование о приложении иных документов к отчету Федеральным законом № 44-ФЗ не установлено.

Учитывая изложенное, приложения к отчету платежных поручений заказчика об оплате контракта не требуется.

На основании ч. 11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

Таким образом, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты), то отчет, в соответствии с Положением формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты такого этапа, а также в случае завершения исполнения контракта или его расторжения.

 

 

Вопрос: Какой способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика) применять для закупки услуг по содержанию общего имущества нежилых помещений (имущество казны). Имущество принадлежит заказчику на праве собственности, т.е. п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе применить нет возможности.

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 24  Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с нормами, предусмотренными пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (на сумму, не превышающую ста тысяч рублей). В этом случае контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Кроме того в силу пункта 22 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ возможно заключить контракт только с управляющей компанией, выбранной на основании решения собственников или открытого конкурса, в случае если помещения находятся в многоквартирном жилом доме.

 

Вопрос: Может ли заказчик принять счет на оплату за оказанные услуги на сумму больше, чем предусмотрено контрактом, но при этом оплатить только по цене контракта.

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

Подписанный заказчиком и исполнителем акт сдачи-приемки услуг и предъявленный исполнителем заказчику счет на оплату цены настоящего государственного контракта являются основанием для оплаты исполнителю оказанных услуг.

Таким образом, подписав счет на оплату, заказчик принимает на себя обязанность оплаты по данному счету. 

Следовательно, принимать и подписывать счет на оплату за оказанные услуги на сумму больше, чем предусмотрено контрактом не допустимо.

 

 Вопрос: Вносятся ли изменения в план - закупок, план-график по закупке, которая запланирована, но не произведена в течение года в виду отсутствия собственных средств унитарного предприятия.

Ответ: Согласно пункту 2 части 40 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ до 31 декабря 2016 г. государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 17 Закона о контрактной системе план закупок формируется государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями указанной статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

Согласно положениям статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности.

Указанные закупки включаются в план-график закупок 2017 года на основании плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

В ч. 6 ст. 17 перечисляются случаи, при наступлении которых планы закупок могут подвергаться изменениям. Пять случаев из шести регулируются непосредственно Законом о контрактной системе, при этом    п. 6 ч. 6 ст. 17 Закона о контрактной системе предусматривает возможность дополнения этого списка неограниченным перечнем «иных» случаев. Полномочия по расширению перечня делегированы Правительству РФ, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям.

В соответствии со ст. 8 постановления  Правительства РА от 05.09.2016г. № 270 «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Алтай» основаниями для внесения изменений в утвержденные планы закупок в случаях необходимости являются, в том числе изменение доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменение показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Республики Алтай, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий.

Согласно пункту 3 части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, в том числе в случае изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком.

В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Следовательно, заказчик обязан разместить изменения, как в план закупок, так и в план-график  в случае принятия заказчиком решения об отмене закупки.

 

 Вопрос: Что делать заказчику с банковской гарантией после исполнения всех обязательств по контракту.

Ответ: Исполнение контракта может обеспечиваться:

-предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ;

- внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата - обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона №N 44-ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Срок возврата обеспечения, внесенного денежными средствами, определяется условиями контракта.

Если исполнение контракта обеспечивалось банковской гарантией, то Закон о контрактной системе  не обязывает возвращать ее поставщику.

При этом возможно установление в контракте сроков возврата обеспечения исполнения контракта, представленного банковской гарантией.

 (письмо Министерства экономического развития РФ от 18.08.2015г. №Д28и-2493).

 

 Вопрос: Может ли подписать  заказчик формы КС2, КС3, если подрядчиком не выполнены в срок в полном объеме работы и как проводить и оформлять в таком случае выполненные частично работы?

 Ответ: В случае несоответствия работ (выполнение работ не в полном объеме), представленных подрядчиком по формам КС-2, КС-3 условиям настоящего договора, рабочей документации, исполнительной документации, законодательству, СНиП или в случае установления фактического невыполнения заявленного объема работ (части (вида) работ), заказчик имеет право направить подрядчику мотивированный отказ от подписания таких документов.

 

 Вопрос: Что делать заказчику, если строительный контроль не принимает работы подрядчика, а проведенная экспертиза дает положительное заключение?

Ответ: Проведение строительного контроля регламентировано статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, в соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вышеуказанные нормативные правовые акты в части строительного контроля не содержат норм, препятствующих осуществлению заказчиком прав и обязанностей, установленных законодательством о контрактной системе.

Таким образом, осуществление строительного контроля и проведение заказчиком своими силами экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, являются самостоятельными процедурами, осуществляемыми в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормативными правовыми актами. Закрепленное в пункте 3 Положения право проведения строительного контроля организацией, осуществляющей подготовку документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации), не исключает установленную законодательством о контрактной системе обязанность заказчика провести экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Анализ вышеуказанных нормативно-правовых документов показал, что договор, указанный в п. 3 Положения, и договор, указанный в п. 15 ст. 3 Закона о контрактной системе, это различные договоры на оказание различных услуг. Таким образом, приравнивание строительного контроля (технический надзора) к процедуре экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, установленной требованиями Закона о контрактной системе, по нашему мнению, неправомерно.

 

Вопрос: Как определить общую цену контракта, если планируется  провести аукцион по цене единицы товара, работы  или услуги?

Ответ: Закон о контрактной системе содержит специальные положения, позволяющие осуществить закупку требуемых товаров, работ, услуг, в том числе при неопределенности их объема.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом должно быть указано, что оплата осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта.

Предусмотренные и вытекающие из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе особенности определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения, исполнения контракта характеризуются следующим:

1) заказчику не известен объем запасных частей (в том числе каждой запасной части), которые потребуются при исполнении контракта;

2) заказчик, руководствуясь статьей 22 Закона о контрактной системе, определяет максимальную цену контракта, исходя из максимального размера средств, подлежащих расходованию по результатам заключения контракта;

3) заказчик устанавливает в документации (извещении) о закупке исчерпывающий перечень запасных частей, которые могут потребоваться при исполнении контракта, а также срок выполнения обязательств исполнителем;

4) контракт подлежит заключению по начальной (максимальной) цене контракта, поскольку при проведении процедуры торгов снижению подлежит общая начальная (максимальная) цена;

5) при исполнении контракта оплата осуществляется по цене единицы работы, услуги исходя из объема фактически выполненной работы, оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта.

(письмо Министерства финансов РФ от 19.06.2017г. №24-04-08/38893).

 

Вопрос: Кто несет ответственность за нарушение срока размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта при смене контрактных управляющих, ответственных за размещение данного отчета?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее – Постановление №1093) утверждено положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение).

Пунктом 3 данного Положения определено, что отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании статьи 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В п. 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения

Таким образом, поскольку Постановлением № 1093 предусмотрен срок, в течение которого ответственное должностное лицо заказчика обязано разместить в ЕИС отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, правонарушение, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, не является длящимся.

Следовательно, к административной ответственности подлежит контрактный управляющий, который обязан был в установленные сроки размесить отчет в ЕИС.

 

Вопрос: Можно ли указывать одну условную единицу при внесении сведений в реестр контрактов (услуги связи, теплоснабжение, содержание имущества)?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реестр контрактов ведет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила ведения реестра контрактов).

Предусмотренные данными Правилами формирование информации, а также обмен информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 10 Правил).

Данный порядок утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014г. № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками» (далее – Порядок).

Согласно п. 20 данного Порядка при формировании информации об объекте закупки, в том числе указываются национальное кодовое буквенное обозначение и наименование единицы измерения количества товара, объема работы или услуги в соответствии с общероссийским классификатором единиц измерения.

В соответствии с п.п. «в» п. 14 Правил ведения реестра контрактов Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информацию и документы (наименования объекта закупки, срока исполнения контракта, количества товара, объема работ и услуг (при наличии) и единицы измерения) проверяет их на соответствие условиям контракта (изменениям, внесенным в контракт).

Согласно п. 6. Правил реестр контрактов размещается Федеральным казначейством в единой информационной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, информация об единице измерения товара, работ, услуг, направляемая в реестр контрактов, должна соответствовать единице измерения, указанной в государственном (муниципальном) контракте.

 

Вопрос: Как правильно обосновать НМЦК при закупке на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту легкового автомобиля?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Таким образом, при осуществлении закупок обоснованию подлежит как начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок конкурентными способами, так и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, разъясняют возможные способы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением методов, установленных Законом о контрактной системе.

Вместе с тем согласно ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.

При этом ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе установлено, что в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22 данного закона, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Таким образом, обоснование НМЦК осуществляется с применением методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, либо заказчик вправе применить иные методы при осуществлении закупки с единственным поставщиком с обоснованием невозможности применения предусмотренных законодательством о контрактной системе методов.

 

Вопрос: Практика нарушений по ч.4 ст. 67 и ст. 93 Закона о контрактной системе.

Ответ: С практикой управления по данным вопросам можно ознакомиться на сайте УФАС по РА http://www.altr.fas.gov.ru//  в разделе «Решения».

 

Вопрос: Подлежат ли договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенные между собственником и арендатором, регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в соответствии с п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ?

Ответ: Порядок размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы закреплен в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

По смыслу положений статьи 19 Закона о рекламе, основанием для установки (размещения) рекламной конструкции является соответствующее разрешение уполномоченного органа и договор на установку рекламной конструкции с собственником здания, сооружения либо земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Таким образом, требование о государственной регистрации договора аренды здания или сооружения распространяется на договоры, которые заключены на срок не менее 1 года, а договоры аренды, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации.

Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации о рекламе закрепляется, что размещение рекламной конструкции осуществляется по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды, и законодательство Российской Федерации о рекламе не предполагает заключение договора аренды для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

На основании вышеизложенного, государственная регистрация договора на установку рекламной конструкции действующим законодательством не предусмотрена.