• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Рачик Петросян: Новые правила помогут убрать с рынка строительства чистых посредников

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В мае этого года правительством РФ было принято постановление (№ 570), обязавшее подрядчиков по контракту на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства выполнять определенный объем работ самостоятельно, без привлечения субподрядчиков. До 1 июля 2018 года этот объем должен составлять не менее 15% от цены контракта, а с 1 июля – не менее 25%. Федеральная антимонопольная служба России осуществляет контроль исполнения данного постановления. О наиболее распространённых нарушениях, выявленных ФАС, порталу «Саморегулирование» рассказал заместитель руководителя службы Рачик Петросян.

Новые правила помогут исключить с рынка строительства чистых посредников, которые не выполняют самостоятельно никаких работ, но все равно получают прибыль. Иногда оказывается, что та или иная госзакупка полностью переведена на субподряд. То есть компания, победившая в торгах, перекладывает все взятые на себя по контракту обязательства на субподрядчиков, оставляя себе определенный процент от цены контракта.

В постановлении определены 34 вида работ, из которых генподрядчик выбирает те, что выполнит своими силами. В их число входят все основные строительные работы, включая устройство фундаментов, возведение несущих конструкций, устройство кровли, наружных электросетей, сетей водо-, тепло-, газоснабжения и канализации.

Механизм, предусмотренный постановлением, функционирует следующим образом. Из упомянутых 34 видов работ заказчик, с учетом проектно-сметной документации, выбирает те работы, которые имеют место в рамках исполнения того или иного контракта, и указывает их в закупочной документации. Затем подрядчик выбирает из списка заказчика работы, которые он намерен выполнить без привлечения субподрядчиков. Именно они включаются в государственный контракт.

Таким образом, законодательство оставляет за подрядчиком свободу выбора, оставляя за ним окончательное право определить исходя из своих материальных и трудовых ресурсов, опыта и финансовых возможностей, какие именно работы он выполнит своими силами.

Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что новые правила касаются победителя закупки, но не участника. К сожалению, пока что ФАС сталкивается с нарушениями подобного рода.

Так, при проведении миллиардного конкурса с ограниченным участием на реконструкцию Волго-Донского судоходного канала заказчик потребовал от всех участников торгов еще на стадии их проведения указать в составе заявки конкретные виды работ, которые они готовы выполнить своими силами. Такое требование противоречит законодательству. Поскольку ответственность перед заказчиком за выполнение работ по контракту несет исключительно победивший подрядчик, он вправе определить уже на стадии заключения контракта, какие работы выполнит сам, а какие – привлеченные субподрядчики. Закон не обязывает участника выбирать субподрядчика в момент подготовки заявки: сделать это и даже, при необходимости, заменить субподрядчика можно значительно позже.

С момента вступления постановления в силу центральный аппарат ФАС России практически ежедневно рассматривает дела, в рамках которых проверяет действия заказчиков, в том числе, на соответствие новым правилам. Зачастую заказчики не соблюдают свою обязанность по указанию в документации возможных видов и объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить своими силами. К примеру, именно такое нарушение обнаружено в действиях заказчика при проведении аукциона на строительство участковой больницы в с. Марково Чукотского автономного округа.

Другой пример – аукцион на реконструкцию и благоустройство Парка Победы в Севастополе с ценой контракта 1 млрд руб. Заказчик указал в документации весь перечень работ, предусмотренных 570-м постановлением. Однако некоторые из них выполнять по контракту фактически не пришлось бы. Так, например, реконструкция парка не предполагала устройство тоннелей.

Новые правила – это лишь одна из мер, направленных на оздоровление ситуации, сложившейся в строительной отрасли. Но уже даже одна эта мера способна повысить прозрачность исполнения контрактов, а также качество стройки по госконтрактам, поскольку к их исполнению будут привлекаться более квалифицированные подрядчики. Кроме того, за нарушение обязательств по самостоятельному выполнению работ по госконтракту генподрядчика ждет серьезная ответственность перед заказчиком в виде штрафа в размере 5% от стоимости этих работ.


Источник: Информационный портал «Саморегулирование»