Снижена административная нагрузка на субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере антимонопольного регулирования

Об этом сегодня заявила Наталья Елбаева в ходе пресс-конференции в Алтайском республиканском УФАС России.

 

Наталья Елбаева представила вниманию республиканских СМИ информацию об изменениях в Федеральный закон «О защите конкуренции» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивших в силу 4 июля 2016 года (Федеральный закон от 03.07.2016 №264-ФЗ, Федеральный закон от 03.07.2016 №316-ФЗ).

 

Изменения, внесенные Законом № 264-ФЗ, ограничили круг хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны нарушившими требования статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентных соглашений).

Установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 миллионов рублей (за исключением отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе финансовых организациий, субъектов естественной монополии на товарном рынке, находящихся в состоянии естественной монополии).

 

До 400 млн рублей повышается порог согласования с ФАС России сделок по покупке акций, прав и имущества.

 

Устанавливается, что внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора РФ, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований при картельных соглашениях.

 

Законом № 316-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Штраф за административное правонарушение, совершенное субъектом малого и среднего предпринимательства впервые и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля (надзора), теперь подлежит замене на предупреждение. Правило применимо, в частности, когда в конкретной статье КоАП РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

Замена допустима, если нарушение не наносит имущественный ущерб, не причиняет вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Однако, предупреждение вместо штрафа не назначается субъектам малого и среднего бизнеса при совершении отдельных нарушений, в частности при недобросовестной конкуренции.

 

Наталья Елбаева также разъяснила изменения в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, которые вступили в силу 15 июля 2016г. (Федеральный закон от 03.07.2016 №273-ФЗ), которыми скорректированы правила взаимодействия торговых сетей, поставщиков, производителей.

 

Согласно изменениям, торговые сети и поставщики продовольственных товаров обязаны обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора исключительно путем размещения информации на своих сайтах. Кроме того, поставщики также должны размещать на своем сайте информацию о качестве и безопасности поставляемых товаров.

 

Кроме того, совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Выплата поставщиками торговым сетям, иных видов вознаграждения, не предусмотренных законом, не допускается.

 

Важно отметить, что договоры поставки, заключенные до 15 июля 2016г., необходимо привести в соответствие с новыми правилами до 1 января 2017 года. В противном случае условия договоров, которые не будут скорректированы, утратят силу и не смогут регулировать отношения сторон договора.

 

Законом 273-ФЗ уточнены антимонопольные требования, предусмотренные статьей 13 Закона о торговле. Внесенные изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу с негативной практикой создания дискриминационных условий.