О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В связи с возникающими вопросами о применении некоторых положений Федерального закона от 21.07.2005  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон)  Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба сообщают следующее.

1.  Пунктом 1  части 4  статьи 22,  пунктом 1  части 3  статьи 34  Закона установлено,  что конкурсная документация и документация об аукционе (далее -документация о торгах)  должны содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе или аукционе (далее -  в торгах).В целях соблюдения указанных требований Закона при разработке документации о торгах заказчик,  уполномоченный орган обязаны установить в документации о торгах требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе и заявке на участие в аукционе (далее -  заявка на участие в торгах),  в том числе форма заявки на участие в торгах должна предусматривать обязательность декларирования участником размещения заказа своего соответствия требованиям,  предусмотренным в пунктах 2-4  части 1  статьи 11  Закона. Минэкономразвития России и ФАС России обращают внимание,  что частью 1  статьи 25,  частью 1  статьи 35  Закона предусмотрено,  что заявка на участие в торгах подается по форме,  которая установлена документацией о торгах.  При этом в соответствии с пунктом 4  части 1  статьи 12  Закона при рассмотрении заявок на участие в торгах участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах в случае несоответствия заявки на участие в торгах требованиям документации о торгах. Учитывая изложенное,  Минэкономразвития России и ФАС России считают,  что отсутствие в форме заявки,  установленной документацией о торгах,  обязательного декларирования участником размещения заказа своего соответствия требованиям пунктов 2-4  части 1  статьи 11  Закона является нарушением пункта 1  части 4  статьи 22,  пункта 1  части 3  статьи 34  Закона и в указанном случае отказ в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа в связи с отсутствием в его заявке декларирования таким требованиям будет являться нарушением части 2  статьи 12  Закона.

2.  В соответствии с подпунктом е)  пункта 1  части 3  статьи 25,  подпунктом д)  пункта 1  части 2  статьи 35  Закона заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае,  если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или)  учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг,  являющихся предметом контракта,  или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах,  обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Указанными положениями Закона установлена обязанность участника размещения заказа предоставления в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки только в тех случаях,  если указанные действия являются для участника «размещения заказа крупной сделкой,  в иных случаях представление такого решения не требуется. Форма заявки установленная документацией о торгах,  не должна предусматривать декларирование участником размещения заказа относится ли поставка товаров,  выполнение работ,  оказание услуг,  являющихся предметом контракта,  или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки,  обеспечения исполнения контракта для такого участника размещения заказа к крупной сделке.  При этом документация о торгах должна содержать требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки решения в случае,  если указанные действия для такого участника размещения заказа являются крупной сделкой.

Таким образом,  в случае,  если для участника размещения заказа поставка товаров,  выполнение работ,  оказание услуг,  являющихся предметом контракта,  или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки,  обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой,  то в заявке такого участника должно представляться решение об одобрении или о совершении крупной сделки.  Непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки означает,  что указанные действия (одно из действий,  в отношении которого не представлено решение)  для такого участника не являются крупной сделкой и отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением указанного решения будет являться нарушением части 2  статьи 12  Закона.

3.  В соответствии с подпунктом а)  пункта 3  части 3  статьи 25,  подпунктом а)  пункта 3  части 2  статьи 35  Закона участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки на участие в торгах документы,  подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения такой заявки,  в случае,  если в документации о торгах содержится указание на требование обеспечения заявки на участие в торгах (платежное поручение,  подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах,  или копию такого поручения).Минэкономразвития России и ФАС России обращают внимание,  что в соответствии с частью 4  статьи 12  Закона заказчик,  уполномоченный орган,  конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить участника размещения заказа от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения в случае установления недостоверности сведений,  содержащихся в документах,  представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3  статьи 25,  частью 2  статьи 35  Закона. При этом Минэкономразвития России и ФАС России считают,  что конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах на основании непредставления в составе заявки платежного поручения (копии платежного поручения),  а также в случае,  если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения)  содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении платежа,  не соответствующие указанным в документации,  о торгах,  а также в случае,  если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения заявки.  В иных случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением или представлением в составе заявки ненадлежащего платежного поручения (копии платежного поручения)  будет являться нарушением части 2  статьи 12  Закона. Минэкономразвития России и ФАС России считают,  что в случае непоступления в течении пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие торгах средств в качестве обеспечения таких заявок на счет,  реквизиты которого указаны в документации о торгах,  или поступления таких средств в объеме,  не соответствующем указанному в документации о торгах,  заказчик,  уполномоченный орган,  конкурсная или аукционная комиссия обязаны отклонить участника размещения заказа от участия в торгах по основаниям,  предусмотренным частью 4  статьи 12  Закона.  Также участник размещения заказа должен быть отклонен от участия в торгах на основании части 4  статьи 12  Закона в случае,  если денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах поступили на счет по платежному поручению,  иному,  чем представленное в заявке.

4.  В соответствии с положениями Закона цена заключаемого контракта,  в том числе контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции,  капитальному ремонту,  определяется по итогам проведения торгов.  В связи с изложенным Минэкономразвития России и ФАС России разъясняют следующее.После определения победителя торгов на выполнение работ заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной)  цены контракта к цене контракта,  предложенной победителем в ходе проведения торгов.  Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента.  В случае,  если контрактом предусмотрено несколько этапов его исполнения,  то итоговая стоимость каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента,  то есть итоговая стоимость каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной)  цены контракта,  полученного в ходе проведения торгов.  Полученная итоговая стоимость этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального)  контракта,  направляемого победителю торгов.  При этом общая итоговая цена контракта должна соответствовать предложению о цене контракта победителя торгов.

Государственный (муниципальный)  контракт,  заключаемый по итогам проведения торгов,  должен содержать перечень работ,  установленных заказчиком,  а также итоговую цену контракта (итоговую стоимость этапов выполнения контракта),  определенную указанным выше способом по итогам торгов.  При этом установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на выполнение конкретных работ и является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения контракта)  в установленном размере при надлежащем его исполнении.

Пример: Начальная цена контракта составляет 1  ООО ООО рублей.  При этом контрактом предусмотрено 3  этапа выполнения работ. Стоимость 1  этапа составляет 500  ООО рублей,  2  этапа -  300  ООО рублей,  а 3  этапа -  200  000  рублей. В  ходе проведения торгов победителем предложена цена 800  000  рублей.  Следовательно,  коэффициент снижения составляет 800  000/1  000  000=0,8.

 

Итоговая стоимость этапов выполнения работ в указанном случае должна быть пересчитана следующим образом:

Итоговая стоимость 1  этапа 500  000  *  0,8  =  400  000  рублей.  Итоговая стоимость 2  этапа 300  000  *  0,8  =  240  000  рублей.  Итоговая стоимость 3  этапа 200  000  *  0,8  =  160  000  рублей.  Общая итоговая цена контракта -  800  000  рублей. Полученные итоговые стоимости каждого из этапов выполнения работ,  а также итоговая цена контракта должны быть внесены в проект контракта,  направляемого победителю торгов. Минэкономразвития России и ФАС России обращают внимание,  что в случае,  если конкурсная документация не содержит указание на вышеуказанный порядок расчета итоговой цены контракта (этапов выполнения контракта),  а участник размещения заказа в заявке на участие в конкурсе указал свое предложение о стоимости каждого этапа выполнения контракта,  не превышающей стоимости такого этапа,  указанной в конкурсной документации,  то в проект контракта вносится итоговая цена контракта с указанием стоимости этапов выполнения контракта,  указанной в заявке на участие в конкурсе участником размещения заказа.

Минэкономразвития России и ФАС России также обращают внимание,  что заказчик в конкурсной документации не вправе устанавливать требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки расчета цены контракта (этапов выполнения контракта).  Участник размещения заказа в составе заявки указывает только предлагаемую им цену контракта без указания стоимости этапов выполнения контракта.

В целях обеспечения надлежащего исполнения контракта при отнесении участником размещения заказа максимальной суммы снижения цены контракта на последний этап выполнения контракта Минэкономразвития России и ФАС России рекомендуют устанавливать в конкурсной документации требование об обеспечении исполнения контракта,  а также порядок снижения итоговой цены контракта (этапов выполнения контакта)  пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной)  цены контракта,  полученному в ходе проведения торгов.

 

Статс-секретарь -  заместитель

Министра экономического развития

Российской Федерации

А.В.  Попова

 

Руководитель Федеральной

Антимонопольной службы

И.Ю.Артемьев