Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог; услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений за период 2008-2010гг

I.Общие положения

Анализ  состояния конкурентной среды  на  рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) за период 2008-2010 г.г. проведен   во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы», в соответствии с  Методическими  рекомендациями ФАС России от 22.04.2011г. №АК/15211 и  в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью настоящего анализа является:

-  оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог,  а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов  и  выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего  включения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

При проведении  обследования рынка использованы в качестве источников исходной информации:

- сведения по рынку дорожного строительства, представленные Министерством  регионального развития Республики Алтай; ГУ РУАД   «Горно-Алтайавтодор»; ФКУ Упрдор «Алтай»; данные  «Алтайстата»; информация, представленная  органами местного самоуправления;

- сведения об объемах работ  и информация по опросу от  хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке в качестве генеральных подрядчиков, подрядчиков и субподрядчиков.

II. Определение временного интервала исследования.

Временной интервал исследования рынка определен за период 2008 - 2010 гг.

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В целях проведения данного анализа продуктовыми  границами рассматриваемых рынков будут являться услуги   по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭДа.

На основании нормативных правовых актов:

  В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

 В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

 При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств  других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

На основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов),  а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

    Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя.

 В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

 Формирует и ведет единый государственный реестр автомобильных дорог Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона об автомобильных дорогах.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями продуктовыми границами товарного рынка является предоставление услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов).

IV. Определение географических границ товарного рынка

Определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж  являются районы фактически выполненных работ.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

 В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

автомобильные дороги федерального значения;

автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

автомобильные дороги местного значения;

частные автомобильные дороги.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Как для застройщиков,  так и для  исполнителей работ  экономически целесообразно организовать  выполнение работ при минимальных расходах, данное обстоятельство может повлиять на  сужение географических границ рассматриваемого рынка.  Заказчики, как правило, заинтересованы, чтобы исполнителями работ были предприятия  района своего местонахождения и ближайших районов региона.

Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция.

В целях исследования  конкурентной среды, анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов осуществляется  в два этапа.

На первом этапе исследования   Алтайское республиканское УФАС России провело анализ  рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей - тоннелей, мостов и путепроводов, находящихся в частной собственности, в географических границах  Республики Алтай, а также  получило  информацию по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту их составных частей - тоннелей, мостов и путепроводов.

В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 городское муниципальное образование (столица республики – г. Горно-Алтайск с населением 54 тыс. чел.), население всей республики составляет 212 тыс. чел.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются на автомобильные дороги общего пользования  и  не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся: дороги федерального значения, относящиеся к собственности Российской Федерации; дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации; дороги местного значения, относящиеся к собственности муниципальных образований, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.  

На территории Республики Алтай  отсутствуют частные автомобильные дороги. Подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами выполняют генеральные подрядчики и привлеченные ими по договору субподрядчики.

Из сведений, представленных предприятиями – участниками рынка, установлено, что они могут осуществлять указанные услуги (в качестве генподрядчиков, подрядчиков, субподрядчиков)  по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов)  работы на территории всей Республики Алтай, а также за ее пределами,  на   автомобильных дорогах  любого значения  (дорогах федерального значения, дорогах регионального и межмуниципального значения;  дорогах местного значения или частных автомобильных дорогах). Таким образом,  учитывая специфический характер товара и цели исследования рынка,  географическими  границами   указанных рынков определены административные границы  Республики Алтай.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном  рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

На территории Республики Алтай большинство участников – вновь созданные или акционированные общества на базе производственной инфраструктуры дорожно-строительных управлений. Количество хозяйствующих субъектов присутствующих на рынках от 1 до 4-х. Это связано в первую очередь с законодательными нормами (государственной собственностью автомобильных дорог) и ограниченным объемом финансирования дорожного строительства.

Основными видами  работ в анализируемом периоде были строительство  и капитальный ремонт  автодорожного полотна.

 На территории Республики Алтай в период 2008-2010г.г. при предоставлении услуг  генеральными подрядчиками являлись:

На территории Республики Алтай при предоставлении услуг  субподрядчиками  I уровня, привлекаемыми  к исполнению договоров подряда являлись:

Информация о составе хозяйствующих субъектов (генеральных подрядчиков и субподрядчиков 1 уровня), осуществляющих деятельность на   автодорогах, искусственных сооружениях  регионального значения и межмуниципальных дорогах, местного значения   раздельно  за период 2008 – 2010 г.г. с объемами выполненных работ и адресами  представлена  в приложении в  таблицах   № 1, 1.1, 2, 2.1, 3.

 В соответствии с проведенным анализом, на товарном рынке Республики Алтай в период 2008-2010г.г. в  качестве основных продавцов услуг участвовало 7 генеральных подрядчиков и 2 субподрядчика 1 уровня, объемы  выполненных ими работ представлены в  таблицах   № 1, 1.1, 2, 2.1).

 Самым крупным предприятием, выступающим в роли генерального подрядчика  при предоставлении услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) за период 2008-2010  г.г. является хозяйствующий субъект. 

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов на рынках.

Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай состоит из 538,7 км федеральных дорог и 58 шт. мостов длиной 1741 пог.м, которые на сегодняшний день подведомственны управлению федеральных автомобильных дорог «Алтай», расположенному в г. Барнауле и 2921 км региональных дорог,   382 мостов,  которыми занимается ГУ РУАД «Горно-Алтайавтодор», выполняющее функции заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Перечень автомобильных дорог  общего пользования регионального значения Республики Алтай утвержден  Постановлением  Правительства Республики Алтай от 29.04.2008 № 93.

На 01.01.2009 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляет 2878,1 км из них: 2312,6 км или 80,35% с твердым покрытием. Дорог III категории - 203,5 км или 7,07% от протяженности дорог с твердым покрытием, а 651,4 км и 2023,2 км, то есть большинство, это дороги IV - V категории соответственно. 565,5 км региональных дорог - грунтовые (это 19,64% от протяжения дорог всей сети). Плотность сети дорог с твердым покрытием составляет 30,8 км на 1000 кв. км. территории и 13,9 км на 1000 жителей. Обобщающий показатель по сети дорог - 80,35% дорог с твердым покрытием.

На 01.01.2011г.  протяженность обслуживаемых дорог региона составила 2 900 км, из них с твердым покрытием 2 336 километров, грунтовых - 564 километров. При этом усовершенствованное покрытие (асфальтобетон, черно-гравийное покрытие) есть только на 749 километрах, протяженность переходного (гравийного) покрытия составляет 1587 км. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай и искусственных сооружений по республиканской целевой программе «Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010 годы) было направлено 1636813 тыс. рублей. Стоимость строительства одного километра дороги — 80-100 миллионов рублей.

В 2010 году  в Республике Алтай введены в эксплуатацию 4 мостовых перехода и 1 автомобильная дорога: мостовые переходы через реки Майма, Сайдыс, Узнезя; мостовой переход через реку Катунь у с. Усть-Сема; автомобильная дорога Кызыл-Озек – Александровка – Урлу-Аспак на участке Бирюля – Урлу-Аспак протяженностью 7,65 км. На ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения из республиканского бюджета выделено более 650 млн. рублей.

Работы в данной сфере осуществляются при активной государственной поддержке, в Республике Алтай  реализуется региональная целевая программа  «Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010 годы)»,    утвержденная Законом Республики Алтай от 23.07.2007 г. № 39-РЗ «О  республиканской целевой программе «Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010 годы)».

 Расчет общего объема, произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках, согласно Методике, осуществляется на основании следующих показателей объема продаж в стоимостном и  натуральном  выражении, а  именно:

суммарной стоимости выполненных самостоятельно подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам.

суммарного количества (площади) построенных автодорог или тоннелей, мостов и путепроводов.

  Данный анализ рынка по Республике Алтай за  период 2008-2010г.г.  и  расчет долей участников рынка проведен по объемам самостоятельно выполненных работ  генподрядчиками и субподрядчиками 1 уровня в стоимостном выражении. В данном анализе провести  расчет их долей в натуральном выражении (в км 2), как требует Методика,  не представляется возможным  в связи с тем, что  участники рынка и органы местного самоуправления представили несопоставимые данные об объемах выполненных работ в натуральном выражении (по мостам – указали поштучно, по дорогам и мостам в погонных метрах, в километрах и в квадратных километрах).

Доля хозяйствующего субъекта  на данных рынках рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном выражении.

 Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рассматриваемых рынках определена  по  итогам  каждого года -  2008 г., 2009 г. и 2010 г.  и представлены в приложении  в  таблицах № 4 и 4.1, 5, 5.1).

VII.  Определение барьеров входа на товарные рынки.

В целях выявления барьеров входа  на рассматриваемые рынки  рассмотрено присутствие  административных барьеров, возникающих при получении разрешительных документов, в том числе, разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также на трудности, связанные с введением института саморегулирования.

 В  связи  с  чем  проведен письменный опрос  хозяйствующих субъектов о существующих барьерах в сфере дорожного строительства согласно таблице 6;

 Запрошена и проанализирована информация Министерства регионального развития Республики Алтай и органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию,  информация о рассмотренных заявлениях о выдаче разрешений на строительство, о выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в период с 01.01.2008 по 31.12.2010  и сведена в общую таблицу 7;

 Запрошена и проанализирована информация  государственных учреждений, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, информация о выданных заключениях государственной экспертизы в период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г.  и  представлена в сводной таблице 8;

 Запрошена  и  проанализирована информация государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора об осуществлении государственного строительного надзора в период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. и сведена в таблицу 9;

В ходе анализа не выявлено жалоб  хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора (иного вида надзора при строительстве объектов капитального строительства).

 При проведении анализа по ответам респондентов установлены этапы осуществления строительства, на которых  возникают необоснованные административные барьеры  - трудности  для хозяйствующих субъектов в   основном возникают  при  проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче разрешения на строительство, жалобы также на слабую подготовку проектной документации.

 Проведен  анализ нормативных правовых актов Республики Алтай,  органов местного самоуправления, регламентирующих порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществления  государственного строительного надзора федеральному законодательству о градостроительной деятельности и антимонопольному законодательству Российской Федерации, в ходе которого нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

 К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

Основным условием для допуска на рынок является наличие развитой производственной базы, позволяющей проводить требуемые виды работ для дорожной сети (дорожная техника, наличие оборотных финансовых средств для закупки материалов, допуск к нерудным строительным материалам, наличие специалистов, налаженное оборудование) и прозрачность проведения конкурсных процедур (тендеров).

Вместе с тем имеет место высокая степень износа техники у дорожных предприятий Республики Алтай, и во многих организациях находится до 60% машин с истекшим сроком службы (более конкретно: износ экскаваторов – 40%, бульдозеров  и передвижных кранов – 55%).  Отрицательным моментом, снижающим устойчивость дорожных строительных организаций, является особенность большинства заказчиков, заключающаяся в невозможности предоставления им со стороны генподрядчика штрафных санкций за несвоевременное выполнение финансовых обязательств, поскольку потребителями работ являются бюджетные организации.

 При входе на рассматриваемые рынки для хозяйствующих субъектов существенными являются  административные ограничения в виде процедуры участия  в  торгах в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и искусственных сооружений на них в части заключения государственных контрактов могут претендовать любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии соответствующих свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 На данном рынке потенциальными конкурентами можно считать те предприятия, которые  успешно занимаются данным видом деятельности, имеют устойчивое финансовое положение и  имеют возможность развернуть свою деятельность  в границах Республики Алтай.

 Основными причинами, сдерживающими развитие  рынков дорожного строительства на территории Республики Алтай является недостаток финансовых средств у генеральных подрядчиков, зарегистрированных на территории Республики Алтай,   на оплату крупных сумм задатка при участии в аукционах на выполнение строительных работ, недостаток основных и оборотных средств у дорожных организаций, а также отсутствие финансовых средств  на строительство, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения и  искусственных дорожных сооружений       у   застройщиков.

В настоящее время  среди дорожных организаций, зарегистрированных на территории Республики Алтай и выступающих в роли Подрядчиков по государственным контрактам имеются ограничения в части работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым Застройщиком (генеральным подрядчиком) сметной стоимостью  до 60 миллионов  рублей (сведения из свидетельств о допуске к определенному виду или  видам работ, выданным  саморегулируемыми  организациями).

Это значит, что на территории Республики Алтай в настоящее время отсутствуют крупные дорожные организации, которые могли бы претендовать на заключение государственных контрактов стоимостью свыше 60 млн. рублей, что ограничивает конкуренцию внутри региона, и расширяет границы рынка до федеральных границ.

  Анализ перехода от лицензирования к институту саморегулирования показал, что  введение СРО кардинально не  решило всех проблем,  и частично усугубило тем, что в настоящее время при получении разрешения СРО  за плату хозяйствующие субъекты предоставляют в СРО пакет документов и получают разрешение формально,  т.к. выдача разрешения  СРО не сопровождается  таким  глубоким контролем, как это проходило ранее при  получении хозяйствующими субъектами соответствующей лицензии.

Целесообразным, по мнению  хозяйствующих субъектов, было бы наличие представителей различных СРО в крупных регионах страны (а не только по месту фактического нахождения), что позволило бы более тесно осуществлять взаимодействие, к примеру, в наименее короткие сроки проводились бы проверки по претензиям (замечаниям) Заказчиков на невыполнение или некачественное выполнения обязательств  членами СРО (Подрядчиками). Тем самым проводить мероприятия по исполнению, одной из основных функций возложенных на СРО - повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

           

 Таким образом, можно сделать вывод, что  на рассматриваемом региональном рынке присутствуют высокие административные и экономические барьеры, которые являются  труднопреодолимыми.

VIII.   Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка   состояния конкурентной среды на  товарных рынках.

         Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

На рынке услуг по строительству реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) рассчитаны количественные показатели рынка - коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые показывают, что в периоды 2008-2010г.г. в  соответствии с критериями оценки рыночной концентрации исследуемые товарные рынки относится к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, так как CR3 > 70 %, HHI > 2000,  в том числе:

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2008 г. :                        

 

                                           70% < CR-3 =  100%

                                          2000 < HHI  = 6152< 10000;

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) в 2008г.

                                           70% < CR-3 =  100%

                                          2000 < HHI  = 7312< 10000;

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2009 г. :                        

 

                                           70% < CR-3 =  100%

                                          2000 < HHI  = 5298< 10000;

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) в 2009г.

                                           70% < CR-3 =  100%

                                          2000 < HHI  = 4986< 10000;

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2010 г. :                        

 

                                           70% < CR-3 = 96,5 < 100%

                                          2000 < HHI  = 6367< 10000;

- на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) в 2010г.

                                           70% < CR-3 =  100%

                                          2000 < HHI  = 6352< 10000;

        

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Оценка состояния конкуренции на  рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) показала, что  на территории Республики Алтай все исследуемые товарные рынки относятся к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, с труднопреодолимыми административными и экономическими  барьерами.

  Анализ  рынков за период 2008 – 2010г. показал, что концентрация рынков ежегодно растет, ожесточается  конкуренция между участниками.

Выводы и предложения:

1. Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог;  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) проведен за  временной период  2008- 2010 г.г.

2. Географическими границами товарного рынка приняты административные  границы Республики Алтай.

3.  На рассматриваемом рынке  осуществляли деятельность  в качестве генеральных подрядчиков по строительству автомобильных дорог в 2008 г. – 3 предприятия, в 2009 г. -  3 предприятия, в 2010 г. – 2 предприятия;   в качестве подрядчиков, субподрядчиков по строительству автомобильных дорог в 2008 г. – 1 предприятие, в 2009 г. -  0 предприятий, в 2010 г. – 1 предприятие. В  качестве генеральных подрядчиков по строительству  искусственных сооружений в 2008 г. – 0 предприятий, в 2009 г. -  1 предприятие, в 2010 г. – 1 предприятие;  

4.  Результаты анализа рынка показали, что  в период 2008-2010 г.г. рынки услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) показала, что  на территории Республики Алтай относятся к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией.

5.  При исследовании качественных показателей рынка  выявлены труднопреодолимые административные и экономические  барьеры,   наиболее существенными барьерами для входа на рынок являются экономические ограничения - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

6.  По  итогам изучения конкурентной среды на указанных  рынках   необходимо  включить в «Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены  случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов»

7.  Со стороны УФАС по Республике Алтай необходимо продолжать  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на исследованных рынках, применять меры  по развитию конкуренции и  снижению концентрации на рынке - снижение административных барьеров входа на рынок, в том числе при оформлении всех разрешительных документов;  продолжать  контроль за равным доступом на рынки хозяйствующим субъектам путем контроля  и выявления нарушений  процедуры  торгов  и  порядка, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».