Аналитический отчет Алтайского республиканского УФАС России по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока за 2008-2010 г.г.

 

  1. Общие положения

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока  является пункт 4.4 приказа ФАС России  от 27.09.2010 №551 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы».

Изучение состояния конкурентной среды на рынке сырого молока проведено в соответствии с  «Методические рекомендации по анализу состоянию конкурентной среды на рынке сырого молока» от  07.12.2010 № ЦА/43327, от 01.12.2010 № ЦА/42555, от 05.05.2011 № ЦА/17585 и в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью настоящего анализа является:

-  оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока и  выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего  включения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

При проведении  обследования рынка использованы в качестве источников исходной информации:

- сведения о хозяйствующих субъектах, занимающихся производством и (или) переработкой сырого молока, представленные Министерства сельского хозяйства Республики Алтай;

- сведения о хозяйствующих субъектах, занимающихся производством и (или) переработкой сырого молока представленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики (Алтайстатом);

- сведения о закупке сырого молока в зачетном весе за 2008-2010 годы, представленные хозяйствующими субъектами.

 

II. Определение временного интервала исследования

 

Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке рынка сырого молока  проводится в соответствии с Методическими рекомендациями,  за период 2008-2010 г.г.

 

  1. Определение продуктовых  границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.

Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента,  массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое» установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В частности, молоко 1 сорта должно иметь кислотность от 16,00 до 18,00 град., группу чистоты не ниже 1, плотность не менее 1027,0 кг/куб.м, температуру замерзания не выше минус 0,52 град.С. В пункте 4.6 ГОСТа было предусмотрено, что базисная общероссийская норма массовой доли жира молока натурального коровьего – 3,4%; базисная норма массовой доли белка – 3%.

В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.

Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.

Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.

Во-вторых, в связи с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.

Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.

Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока – сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в подгруппе 012000 («Продукция животноводства»).

Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.

Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

При этом, в силу изложенных выше требований к сырью для производства молочной продукции и требований к самой молочной продукции, а также принимая во внимание, что сельхозпроизводители не могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара  (молока сырого) этот товар не имеет заменителей.

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями продуктовыми границами товарного рынка является сырое молоко.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования  условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику.

Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов.

Вместе с тем, в связи с нехваткой сырья перерабатывающие предприятия вынуждены закупать и завозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что существенно расширяет фактические границы деятельности участников рынка, некоторые переработчики закупают сырье также в соседних  регионах, граничащих с Республикой Алтай.

Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.

Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока (статья 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию), соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи, с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки), что делает географические границы закупки сырого молока «плавающими».

В Республике Алтай 10 районных муниципальных образований и 1 городское муниципальное образование (столица республики – г. Горно-Алтайск с населением 54 тыс. чел.), население всей республики составляет 212 тыс. чел.

Из сведений, представленных предприятиями-переработчиками сырого молока, установлено, что в период 2008 – 2010г.г. ими закупалось молоко у хозяйствующих субъектов, размещающихся не менее чем в двух различных районах Республики Алтай – в г.Горно-Алтайске, Майминском, Чойском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском  районах  Республики Алтай,   а также у хозяйствующих субъектов, размещенных за ее пределами – в Алтайском крае.

Учитывая специфический характер товара и цели исследования рынка,   географическими  границами  рынка закупки сырого молока  определены административные границы  Республики Алтай

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В  состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока)  являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности, крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства).

Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

 В целях установления состава хозяйствующих субъектов - переработчиков, закупающих сырое молоко, проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих вид деятельности «Производство молочных продуктов» с кодом по ОКВЭД 15.5.

В данном анализе  не учитывались объемы хозяйствующих субъектов, использующих для переработки молоко собственного производства (СПК   ПКЗ «Амурский», ООО «Коргон»), т.к. данные предприятия не закупали молоко от сторонних сдатчиков молока.

На товарном рынке Республики Алтай в  качестве покупателей сырого молока за период 2008г и 2009г. действовало  5  хозяйствующих субъектов

В состав поставщиков сырого молока за временной период исследования рынка вошли  производители и сдатчики молока  г.Горно-Алтайска, Майминского, Чойского, Усть-Канского, Шебалиского, Чкмальского районов республики, и Алтайского края.

В состав поставщиков сырого молока за временной период исследования рынка вошли  производители и сдатчики молока  г.Горно-Алтайска, Майминского, Чойского, Усть-Канского, Шебалиского, Чемальского районов республики, и Алтайского края.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка (с учетом молока, закупленного для переработки в других регионах). Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, закупленной данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Общий объём товарной массы в натуральном выражении на исследуемом рынке составил по годам: 2008г-36910 т.; 2009г-33229 т.;2010г.-25896 т.

Объем товарной массы и распределение долей по покупателям молока   приведены в таблице 1.

Суммарная производственная мощность всех  молокоперерабатывающих предприятий в Республике Алтай составляет 276 тонн в сутки, в том числе в 2010г. по предприятиям, закупающим сырое молоко для дальнейшей переработки она составила 250 тонн в  сутки (таблица2).

В летнее время мощности оборудования предприятий используются до 85%, в зимнее время этот показатель снижается до 15%-25%. Неполная загрузка мощностей связана с необходимостью модернизации и технического перевооружения имеющихся основных фондов, а также обеспечением предприятий сырьем.

Значительная часть - до 80% валового производства молока приходится на личные подсобные хозяйства населения республики.

Объем молока,   закуплено и переработанного всеми  предприятиями республики  составил 27041 тонны молока, произведенного в республике - 9809 тонн, что составляет 36,2% (в том числе 25926 закуплено  и переработано тонн от сторонних организаций).

 Молокоперерабатывающие предприятия закупают весь объем молока, произведенного в сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах. Предприятия отрасли на сегодня недостаточно используют ресурсы личных подсобных хозяйств, так как существует проблема с реализацией молочных продуктов, особенно в летнее время. Кроме этого, остро стоит вопрос по сбору и доставке молока, заготовляемого в личных подсобных хозяйствах населения, в соответствии с техническим регламентом на молоко и молочную продукцию.            Для этого необходимы дополнительные затраты на организацию молокоприемных пунктов.

Существующая сеть молокоприемных пунктов не обеспечивает сбор молока в хозяйствах населения в полном объеме и необходимого качества.

В Республике Алтай молочное скотоводство является одной из перспективных отраслей животноводства. Основной породой молочного скота, разводимого в регионе, является симментальская порода, удельный вес которой составляет 90 %. На территории  республики функционирует 7 племенных репродукторов с поголовьем 5 тысяч голов.

Валовой надой молока в хозяйствах всех категорий Республики Алтай    ежегодно растет, и составил  в 2008 г .80500 тонн, в 2009 г. – 83127 тонн, в 2010 г. – 85154 тонны.

 Самые крупные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья в Республике Алтай находятся на территории Майминского района – ООО «Майма-молоко» и ООО «Алып».

По состоянию на 01.01.2011 г. на долю продукции местных пищевых и перерабатывающих предприятий на потребительском рынке республики приходится по следующим группам продовольственных товаров: цельномолочная продукция - 21%, масло животное - 42%, сыр - 24%.

Ни одно из предприятий по переработке молока не состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, занимающих  на рынке определенного товара долю более 35%.

Анализ динамики  закупочных цен на молоко предприятий-покупателей молока показал,  что за двухлетний период с 2008 г. по 2010 г. рост закупочных цен на сырье произошел от 14 % до 20 %. Например ООО «Майма-молоко» закупало молоко в 2008г. по 8 руб./кг, в 2009г. по 6,5 руб./кг, в 2010г. по 15,50 руб/кг. ООО «Алып» - закупочная цена 2008г. – 7,7 руб./кг, 2009 г. –7,5 руб./кг,  2010 г.- 10,5 руб./кг.

Самая высокая закупочная цена в 2010г. составила у ООО «Майма-молоко» - 15,5 руб./кг, а самая низкая – ЗАО «Усть-Коксинский МСЗ».

Данные сведения показывают, что даже несмотря на снижение закупочной цены на молочное сырье сельхозпроизводители не отказываются  от поставки молочного сырья на молокозаводы. Производители молочного сырья не имеют возможности воздействовать на цену молочного сырья. Цены на закупку молочного сырья устанавливают молокозаводы, а не производители молочного сырья.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

На рынке закупки сырого молока рассчитаны  количественные показатели рынка - коэффициент концентрации СR-3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана   HHI, которые   указывает на то, что в периоды  2008 г., 2009 г. и 2010 г.  в  соответствии с критериями оценки рыночной концентрации, исследуемый товарный рынок относится к рынкам с высоким уровнем рыночной концентрации  с   неразвитой  конкуренцией, так как CR3 > 70 %, HHI > 2000,  в том числе:

 в 2008 г.                           70% < CR-3 = 96 <  100%

                                          2000 < HHI  = 6132< 10000;

в 2009 г. 

                                           70% < CR-3 = 97<  100%

                                          2000 < HHI  = 6069 < 10000;

в 2010 г. 

                                           70% < CR-3 = 99 <  100%

                                          2000 < HHI  = 5641< 10000.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

Самым существенным барьером для входа на региональный рынок сырого молока является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (в том числе  недостаток сырья, высокие затраты на транспортировку сырья   при наличии неудовлетворительной инфраструктуры транспортной сети в республике).

Наименее существенными барьерами, относящимися  к стратегии поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленной на создание барьеров входа на рынок являются:  необходимость участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции и иные ограничения входа на рынок.

Также мене существенными являются  административные ограничения, вводимые органами власти, а именно квотирование, ограничение ввоза-вывоза товаров, а также в виде предоставления льгот отдельным хозяйствующим субъектам и создания препятствий в отведении земельных участков и предоставлении производственных и иных помещений.

На данном рынке потенциальными конкурентами можно считать те предприятия, которые  успешно занимаются переработкой собственного произведенного молока и имеют возможность развернуть свою деятельность по закупу и переработке стороннего молока в границах Республики Алтай.

Перерабатывающие предприятия Республики Алтай испытывают определенные трудности.

Для всех предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья присуще то, что основную долю в себестоимости продукции пищевых и перерабатывающих предприятий составляют затраты на энергоносители.

Современная экономическая ситуация на предприятиях характеризуется:

необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов, увеличения затрат на проведение рекламных мероприятий;

необходимостью расширения сети цехов и молокоприемных пунктов;

высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих перерабатывающих предприятиях;

высокими энергозатратами на производство продукции;

недостатком инвестиций для модернизации оборудования.

Ситуация с недогрузкой мощностей  приводит к снижению коэффициента использования производственных мощностей. В связи с этим перед предприятиями встают задачи улучшения качества и повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Основными причинами, сдерживающими развитие  производства и переработки молока  предприятиями  Республики Алтай,  являются: использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования, особенно это имеет место на  молокоперерабатывающих предприятий; недостаточная государственная поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленная на модернизацию и техническое перевооружение; недостаток собственных средств предприятий, сдерживающий внедрение новых технологий, технического перевооружения и модернизации производства, сложное финансовое состояние большинства предприятий; постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции; неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями; сезонность производства сельскохозяйственного сырья; отсутствие рекламных мероприятий на производимую продукцию; в финансово-экономическом плане - труднодоступность долгосрочных кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения на ряде предприятий.

 Таким образом, можно сделать вывод, что  на региональном рынке закупки сырого молока присутствуют административные и экономические барьеры, но они являются преодолимыми.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке сырого молока позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок является высококонцентрированным  рынком  с  неразвитой конкуренцией.

 В   соответствии с положениями  части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлен хозяйствующий субъект, занимающий  доминирующее положение (более 50%)   на  данном  рынке   ООО «Майма-молоко»,   соответственно  за  периоды 2008 г., 2009 г., 2010 г.

При входе на рынок хозяйствующие субъекты сталкиваются с  административными и экономическими барьерами.  Таким образом,  на данном рынке в Республике Алтай  присутствуют  высокие административные и экономические барьеры входа  и  высокая концентрация рынка.

Анализ рынка показал, что концентрация рынка ежегодно растет, количество участников рынка снижается, что ожесточает конкуренцию между ними, в частности в борьбе за поставщиков сырья.

В 2009 г. с  данного рынка  ушел один   переработчик молока ООО «Черно-Ануйский МСЗ» в  связи  с тем, на его деятельность повлияли недостаток сырья  и  высокие  затраты по переработке молока, доля предприятия распределилась на оставшихся  участников рынка, концентрация рынка  в  2010г. возросла.

В Республике Алтай  развитие агропромышленного комплекса в период с 2008 г. по 2010 г. осуществляется  при активной государственной поддержке.

 На ближайшие 2 года оценка перспективы  изменения конкурентной среды на рассматриваемом рынке положительная, в связи с тем, что на развитие молочной отрасли и  развитие перерабатывающих предприятий  нацелены меры республиканской целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Алтай на 2011-2020 годы»  и    программа «Развитие конкуренции в Республике Алтай на 2010-2012 г.г.»,  итоги    реализации  которых   помогут создать  условия   для развития производства   и переработки молока на территории Республики Алтай, а также  стимулировать  развитие конкуренции на данном рынке.

 В рамках программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Алтай на 2011-2020 годы» планируются  направления деятельности по решению задач:

создание благоприятного инвестиционного климата: стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и содействие в поиске потенциальных инвесторов; содействие развитию приоритетных отраслей промышленности на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала; повышение финансовой устойчивости пищевой и перерабатывающей промышленности за счет мер государственной поддержки предприятий, расширению их доступа к кредитным ресурсам.

Решение данной проблемы позволит увеличить привлечение инвестиций в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности к 2020 году в 1,5 раза; во-вторых, создание и развитие производств по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса.

Направления деятельности по решению задачи: строительство цехов по первичной переработке скота в районах республики; строительство молочных заводов.

В перечень основных мероприятий по реализации  данной программы  вошли мероприятия по стимулированию развития пищевой и перерабатывающей промышленности,  осуществление которых планируется за счет средств республиканского, федерального бюджетов и внебюджетных источников.

За счет средств федерального и республиканского бюджетов стимулирование предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозтоваропроизводителям всех организационно-правовых форм, сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производства, строительства нового производства: возмещается часть затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2010-2020 годах для приобретения оборудования и модернизации производства в размере 100 процентов от ставки кредита (банковской ставки); возмещается часть затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2010-2020 годах для приобретения сельскохозяйственного сырья, используемого в переработке в размере 100% ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации; компенсация части затрат на электроэнергию, израсходованную на обеспечение работы оборудования для заготовки, хранения и глубокой переработки продукции животноводства, фруктов, овощей и дикоросов по ставке 30% на затраченную электроэнергию на обеспечение работы оборудования при предоставлении предприятием энергетического паспорта; компенсация части затрат на организацию молокоприемных пунктов по ставке 30% от стоимости приобретаемого оборудования по перечню, утверждаемому приказом Министерства сельского хозяйства Республики Алтай; компенсируется часть затрат на мероприятия по модернизации (замене) существующего оборудования энергоресурсосберегающим оборудованием в объеме 40% от стоимости приобретаемого оборудования при наличии энергетического паспорта и заключения энергоаудита.

Правительством Республики Алтай принято Постановление от 12.04.2011  №74 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алатай», реализация которого направлена на финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителям Республики Алтай по  предоставлению субсидий за реализованное молоко на перерабатывающие предприятия и бюджетные учреждения.

В 2011г. на данный региональный рынок уже вошли  2  перерабатывающих предприятия,  что указывает на то, что в перспективе  рынок закупки сырого молока в течение 2-х лет может стать  умеренноконцентрированным  рынком.

Выводы и предложения:

 

1. Анализ рынка  сырого молока проведен  за  временной период  2008- 2010 г.г.

2. Географическими границами товарного рынка приняты административные границы Республики Алтай.

3.  На рассматриваемом рынке  осуществляли деятельность покупатели сырого молока в 2008 г. – 5 предприятий, в 2009 г. -  5 предприятий, в 2010 г. – 4 предприятия.

4.  Результаты анализа рынка показали, что  в период 2008-2010 г.г. рынок сырого молока является высококонцентрированным рынком  с неразвитой конкурентной средой, доминирующее положение   занимает ООО «Майма-молоко».

5.  При исследовании качественных показателей рынка  выявлено, что  наиболее существенными барьерами для входа на рынок являются экономические ограничения, в первую очередь необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, в целом барьеры являются преодолимыми.

6.  По  итогам изучения конкурентной среды на данном рынке   необходимо включить в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих  на рынке определенного товара долю более 35%  ООО «Майма-молоко» занимающее  долю на региональном рынке  сырого молока.

7.  Со стороны УФАС по Республике Алтай необходимо продолжать  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующим субъектом ООО «Майма-молоко»,  занимающим доминирующее положение на рынке, применять меры  по развитию конкуренции и  снижению концентрации на рынке (содействие развитию предпринимательства, снижение барьеров входа на рынок)