Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Общие положения

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения  выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, разработанными на основе Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.   

Цель анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В качестве исходной информации Алтайским республиканским УФАС России использованы сведения, поступившие от хозяйствующих субъектов, информация, имеющаяся в территориальном управлении, а также сведения, представленные Министерством регионального развития Республики Алтай, КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» и хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке.

Временной интервал исследования:

Исследование состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения проводится за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 (за 2 года).

Определение продуктовых границ товарного рынка:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельных законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

Под платной автомобильной дорогой понимается автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с Законом об автомобильных дорогах.

Под автомобильной дорогой, содержащей платный участок, понимается автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с Законом об автомобильных дорогах и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (платный участок автомобильной дороги).

Согласно статье 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1)     автомобильные дороги федерального значения;

2)      автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3)      автомобильные дороги местного значения;

4)      частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (пункт 2 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (пункт 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки (пункт 8 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а)  автомагистраль;

б)  скоростная автомобильная дорога;

в)  обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Закона об автомобильных дорогах (пункт 3 Правил).

Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.

Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.

Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IB, II, III, IV и V категории.

Согласно статье 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом об автомобильных дорогах.

Согласно положениям статьи 33 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (действовала до 01.07.2017г., в настоящий право на выполнение указанных работ подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации). Исходя из этого из всех работ, связанных со сферой дорожной деятельности, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения являются сопоставимыми по введенным критериям, взаимозаменяемыми и могут быть отнесены к одному рынку.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог относится к классу 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» подклассу 42.1 «Дороги автомобильные и железные; строительные работы по строительству автомобильных дорог и железных дорог», группам 42.11 «Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются работы исключительно по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Определение географических границ товарного рынка:

Географические границы рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения определены административными границами Республики Алтай.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включаются генеральные подрядчики (подрядчики), осуществляющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту указанных автомобильных дорог.

Сведения о лицах, осуществлявших функции заказчиков и об объемах финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в 2015-2016гг. представлены в Таблице № 2.

Сведения о генеральных подрядчиках (подрядчиках), контрактах и объемах выполненных работ представлены в Таблице № 3.

Сведения о снижении цены договора, контракта (стоимости работ по соглашению) на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения после прохождения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и результатам определения исполнителя работ представлены в Таблице № 4.

Сведения о стоимости самостоятельно выполненных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015-2016 гг. представлены в Таблице №5.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке:

Расчет объемов рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании суммарной стоимости выполненных работ по заключенным договорам (контрактам, соглашениям) (руб.) (на основании информации, полученной в соответствии с таблицей 3).

Доля хозяйствующего субъекта (генерального подрядчика (подрядчика), действующего на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения определяется по итогам каждого года (2015г. и 2016г.) и рассчитана как выраженное в процентах отношение объема выполненных работ данного хозяйствующего субъекта к общему объему рассматриваемого рынка за указанные периоды в стоимостном выражении.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля ХС (%) в 2015г.

Доля ХС (%) в 2016г.

1. ООО «Аюта»

Менее 50%

Менее 50%

2. ООО «Чойское ДРСУ»

Менее 50%

Менее 50%

3. ООО «ШЕБАЛИНСКОЕ ДРСУ»

Менее 50%

Менее 50%

4. ООО «Жилино-коммунальное хозяйство»

Менее 50%

Менее 50%

5. ООО «Элитстрой»

Менее 50%

Менее 50%

6.  АО «Сибмост»

Более 50%

Более 50%

Итого:

100%

100%

HHI

5200

1541

CR-3

94,8

93,4

Определение уровня концентрации товарного рынка и барьеров входа на товарный рынок:

Уровень концентрации рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». При этом были рассчитаны коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) — сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D — выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n — число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D — выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N — общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

1. Рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015г.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

CR3= 94,8%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

HHI= 5200.

70%<94,8%<100%       2000<5200<10000

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

2. Рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2016г.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

CR3 = = 93,41%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

HHI= 1541.

70%<93,41%<100 %    2000<1541<10000

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

Определение уровня концентрации товарного рынка и барьеров входа на товарный рынок

По результатам опроса хозяйствующих субъектов барьеры входа на рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отсутствуют.

По мнению Управления к барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок.

Основным условием для допуска на рынок является наличие развитой производственной базы, позволяющей проводить требуемые виды работ для дорожной сети (дорожная техника, наличие оборотных финансовых средств для закупки материалов, допуск к нерудным строительным материалам, наличие специалистов, налаженное оборудование) и прозрачность проведения конкурсных процедур (тендеров).

При входе на рассматриваемые рынки для хозяйствующих субъектов существенными являются  административные ограничения в виде процедуры участия  в торгах, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По результатам расчетов количественных показателей структуры рынка - коэффициентов концентрации и коэффициентов индекса Герфиндаля-Гиршмана установлено, что рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в пределах территории Республики Алтай в 2015 - 2016 гг. характеризовался высоким уровнем рыночной концентрации и неразвитой конкуренцией.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке:

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке. Рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в пределах Республики Алтай является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

По итогам деятельности за 2015  –2016 гг. доминирующее положение на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения занимает АО «Сибмост» с долей на рынке в 2015 году более 50 %, в 2016 году более 50%.