Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов за 2016г

1. Общие положения

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов, разработанными на основе Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.     

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках.

В качестве исходной информации Алтайским республиканским УФАС России использованы сведения, поступившие от хозяйствующих субъектов, информация, имеющаяся в территориальном антимонопольном органе, а также сведения, представленные Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай.

2. Временной интервал исследования

Учитывая, что исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования состояния конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов определен как период 01.01.2016г.-31.12.2016г.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001г. № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр -91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро – 92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкции по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов, продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по подгруппам ОЧ либо по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок в пределах одного ОЧ рассматриваются как одна товарная группа.

В целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобалонная установка. К существенным недостаткам газобалонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Кроме этого, расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

4. Географические границы товарного рынка

Предварительно географические границы товарного рынка определены административными границами субъекта РФ – территорией Республики Алтай.

Исходя из территориальной фиксированности АЗС, основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем является расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

Анализ географического расположения АЗС на территории Республики Алтай показывает, что АЗС расположены вдоль автомобильных дорог федерального  значения, в черте города, на въезде (выезде) крупных населенных пунктов, что без существенных затрат на поиск АЗС потребители имеют возможность заправить автомобиль не выезжая за пределы Республики Алтай.      

Согласно Методическим рекомендациям в географические границы розничного рынка автомобильных бензинов рекомендуется включать территорию в пределах одного региона, находящуюся в пределах 100 км от АЗС.

Таким образом, географические границы товарного рынка определены территорией, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар, т.е. территорией Республики Алтай.

5. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС, как являющиеся ВИНК, так и независимые хозяйствующие субъекты.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и  юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Состав участников розничного рынка представлен в Таблице 1:

п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Месторасположение хозяйствующего субъекта

1

ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт»

 

2

ПАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт»

 

3

ООО «Газпромнефть-Центр»

 

4

ИП Бедрешева О.П.

 

5

ИП Макарова А.Э.

 

6

ИП Кондакова О.В.

 

7

ИП Шадрин А.С.

 

8

ИП Карякин С.В.

 

9

ИП Шадрина Т.В.

 

10

ООО «Расул»

 

11

ИП Такашев Е.Т.

 

12

ООО «Велес»

 

13

ООО «Резон»

 

14

ООО «Статус»

 

15

ИП Бегинбеков Е.К.

 

16

ИП Шнитов В.В.

 

17

ИП Баданова А.А.

 

18

ООО «Девясил»

 

19

к/х «Бельтир»

 

20

ИП Загороднева Н.А.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В качестве показателя объема товарной массы использован показатель объема продаж автомобильного бензина в натуральном выражении (литр). Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем приведен в приложении к настоящему аналитическому отчету.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Уровень концентрации розничного рынка автомобильных бензинов определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». При этом были рассчитаны коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) — сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D — выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n — число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D — выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N — общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

1. Бензин ОЧ-80 (АИ-80 и аналоги).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно -Алтайск Нефтепродукт», ООО «Статус», ИП Бегинбеков Б.К.

CR3= 67,53%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

HHI= 1735.

Уровень концентрации товарного рынка является умеренным.

2. Бензин ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно -Алтайск Нефтепродукт», ПАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр».

CR3 = 80,88%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

HHI= 3682.

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

3. Бензин ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно -Алтайск Нефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр», ПАО «НК «Роснефть» -«Алтайнефтепродукт».

CR3 = 88,18%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

HHI= 3670.

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

4. Бензин ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «Горно -Алтайск Нефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр», ПАО «НК «Роснефть» -«Алтайнефтепродукт».

CR3 = 98,66%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан для всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

HHI= 4430.

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

К барьерам входа на розничный рынок автомобильных бензинов относятся:

Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиций, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения результативного объема производства;

- вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты оказывают влияние на вход на товарный рынок;

Административные ограничения:

- условия лицензирования;

- трудности в получении земельных участков;

- экологические ограничения;

- наличие требований Технического регламента Таможенного союза, стандарты и предъявляемые к качеству товара, обслуживанию клиентов, наличие дополнительных сервисов (кафе, магазин, автосервис).

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Розничный рынок автомобильных бензинов Республики Алтай характеризуется присутствием хозяйствующих субъектов, входящим в ВИНК, а также независимых хозяйствующих субъектов, деятельность которых ограничена местными границами.

При исследовании качественных показателей рынка по розничной продаже автобензинов были выявлены барьеры входа на рынок для новых хозяйствующих субъектов: административные и  высокие  экономические барьеры. Необходимо отметить тенденцию к сокращению розничного потребления автобензина марки АИ-80. По сравнению с данными 2014 года, потребление данного вида топлива сократилось.

На функционирование розничного рынка автобензинов и состояние конкурентной среды  влияют  факторы и особенности экономико-географического положения региона: Республика Алтай является дотационным аграрным регионом. В   силу аграрного положения в Республике Алтай  присутствует фактор сезонного спроса на автобензины. В республике нет нефтеперерабатывающих заводов, удаленность  нефтеперерабатывающих мощностей существенно влияет на рост себестоимости продукции и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион, потенциал развития розничного рынка нефтепродуктов достаточно высокий.

Учитывая полученные значения коэффициентов рыночной концентрации, можно сделать вывод о том, что в Республике Алтай розничный рынок автомобильных бензинов по ОЧ-80 (АИ-80 и аналоги) относится к умеренно концентрированным рынкам, в связи с чем, на данном рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение.

Розничные рынки автомобильных бензинов по ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги), ОЧ 95 (АИ-95), ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги) относятся к высококонцентрированным рынкам, доминирующее положение на которых занимает ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» с долями свыше 50%. Доля хозяйствующих субъектов, входящих в ВИНК (ПАО «НК «Роснефть»-«Алтайнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Центр») не превышает 50%, в связи с чем, они не занимают доминирующего положения на товарном рынке.